СЕМИОЛОГИЯ или СЕМИОТИКА

Найдено 1 определение
СЕМИОЛОГИЯ или СЕМИОТИКА
semiology or semiotics) - общая наука о знаках, о том, проявляются ли эти знаки в языке, литературе или в мире артефактов. В качестве аспекта структурализма семиология получила развитие от лингвистических исследований Соссюра. Ее ведущим представителем был Ролан Барт. Хотя идея общей науки знаков появилась первоначально на пороге нынешнего столетия в творчестве Соссюра, только в 60-х гг. она получила развитие и в исследованиях средств массовой информации, и в культурных исследованиях. В последних семиология предполагала изучение областей, игнорируемых другими дисциплинами (например, кухонные вкусы), и раскрыла вопрос об отношениях между культурными кодексами и властными отношениями. Ее ключевыми понятиями являются signifler (вещь, слово или картина) и signified (умственная картина или значение, на которые указывает signifler), а знак выступает в качестве связи или отношения, установленного между ними (см. также Signifierw Signified (прил.)). Некоторые отношения могут быть довольно открытыми (изобразительными), а другие - содержать довольно произвольный характер. Семиология привлекает внимание к наслоениям значения, которое можно реализовать в простой совокупности изображений (например, на рождественских открытках: Сан-та, Мери Ингленд, Дева и Младенец, пушистые зверята и т.д.). Барт полагал, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая чувства или отношения в зрителе (например, фотография ротвейлера - это собака, власть, угроза детям). Таким образом, знаки собираются и составляют сложные коды коммуникации. См. также Бри-колаж.

Источник: Большой толковый социологический словарь