(semiotic analysis, семiятычны аналiз) — направление, сложившееся в 60-е гг. ХХ века в гуманитарных науках и ориентированное на поиск универсальных структур («кодов») и правил их чтения и интерпретации («грамматик») в любом сообщении, трактуемом как осмысленный текст. В рамках данного подхода внимание акцентируется на специфике мультимедийных комбинированных («креолизованных») медиатекстов — изовербов, которые объединяют в себе изобразительные и вербальные компоненты. Семанализ, который практиковала Ю. Кристева (J. Kristeva), рассматривает их как совокупность типических зна ков, т. е. означающих, которые входят в систему коммуникативных средств и в достаточной мере определяются характером значения (означаемого) — слово, икона, жест. Наиболее полно эти элементы медиатекста рассматриваются Р. Бартом (R. Barthes) в качестве сообщения без кода, которое не трансформирует объект означивания. В изовербах обнаруживаются: 1) языковое сообщение (вербальный текст); 2) иконическое, «буквальное» сообщение без кода (денотат) и 3) символическое сообщение (коннотат). Этот подход в рамках семиотической традиции продолжает итальянский исследователь У. Эко (U. Eco), предпочитая толковать иконический знак как произвольный, конвенциональный и немотивированный. Ведь такой знак, по мнению Эко, воспроизводит не свойства отображаемого предмета, а условия его восприятия. Мы распознаем изображение, всякий раз пользуясь при этом кодом узнавания, который вычленяет основные характеристики (существенные свойства) объекта, наиболее важные для его опознания (идентификации), запоминания и трансляции в коммуникативных связях. Более того, можно выделить множество таких кодов: коды восприятия, узнавания, передачи изображений; тональные, иконические (фигуры, знаки, семы) и иконографические коды; риторические, стилистические, эстетические коды, коренящиеся на бессознательном уровне восприятия и детерминированные культурной традицией. Эта «таксономическая матрица» всегда встроена в язык и выстраивается как система координат для создания смыслов сообщений в процессах коммуникации и взаимодействия между индивидами в любой группе, в том числе веб-сообществах и социальных сетях. Несколько иную систему кодирования медиатекстов предлагает Дж. Фиск (J. Fiske) на материале выразительных возможностей телевидения. Он выделяет уровень «реальности», когда предъявляемое событие оказывается обусловлено социальными кодами в обстановке, внешности, поведении, речи, макияже, одежде, жестах героев. Второй уровень — «репрезентация», где обработанная социальными кодами реальность кодируется техническими кодами, которые включают движение камеры, монтаж, свет, музыку, звук, подбор актеров, диалог. На третьем уровне «идеологии» коды проявляются в драматургии представленного конфликта — это те или иные национальные, классовые, гендерные отношения, консьюмеризм, индивидуализм, любая активная жизненная позиция. Д. Чандлер (D. Chandler) предлагает похожую классификацию медийных кодов: социальные — вербальные (слова в речевом потоке), телесные (внешность, жесты, взгляд, поза, распо ложение в пространстве), товарные (одежда, машины, аксессуары), поведенческие и регулятивные; текстуальные — эстетические (коды реализма, авангарда, романтизма), жанровые, теоретические и стилистические (конфликт, композиция), коды канала передачи (прямой эфир, монтаж); интерпретативные — идеологические (гендерные, классовые и т. д.), коды восприятия (например, пространственная перспектива), наделения значением и интерпретации, которыми кодируются и декодируются тексты медиа.
Литература Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297–319. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. Fiske J. Television Culture. London: Methuen, 1987. Halliday M. A. K. Language as Social Semiotic. The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold, 1978. Chandler D. Semiotics: the Basics. London, New York.: Routledge, 2007. А. Сарна
Семиотический анализ
Семиотический анализ
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016