это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод — т.е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.).
В российском законодательстве отсутствует определение понятия “неблагополучная семья”, хотя оно встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ.
Значимым событием, обеспечивающим повсеместное внедрение профилактики семейного неблагополучия и социальнореабилитационной работы с семьей в целях предотвращения социального сиротства детей, является принятие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (далее — Закон).
В соответствии с Законом обеспечено правовое закрепление основных понятий и компонентов деятельности, оказывающих непосредственное воздействие на сокращение социального неблагополучия семей с детьми и профилактику социального сиротства, а также поддержку детей-сирот и выпускников учреждений для детей-сирот.
Впервые определено, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Она осуществляется путем обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, анализа данных государственной статистической отчетности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов, в том числе, в рамках региональных программ социального обслуживания.
Неблагополучная семья — это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания. Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье — разговор идет об отношениях между родителями и детьми.
Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также
отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.