СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ
нем. Familie, unvollstandige. Семья нуклеарная, в к-рой один из супругов отсутствует.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Неполная семья
семья с одним родителем и детьми (ребенком). Неполная семья может быть материнской (когда ребенок остается с матерью после того, как семья распадается в результате развода или смерти одного из родителей) или отцовской (когда ребенок остается с отцом после распада семьи).

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ, неполное ядро семьи, обычно один из родителей с одним или неск. детьми, не состоящими в браке. Характеристика неполноты относится, т. о., к супружеской чете. Н. с. образуется чаще всего вследствие прекращения брака из-за развода, смерти одного из супругов или раздельного их жительства, может также образоваться в результате внебрачного рождения ребенка (одинокая мать). Чаще всего термин применяется к семьям с малолетними детьми.

А. Г. Волков.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Неполная семья
семья с ребенком (или несколькими детьми), в которой нет супружеской пары, либо эта пара есть, но супруги не являются родителями детей (ребенка). Часто синонимом неполной семьи считается семья с одним родителем (one parent family), состоящая из одинокого родителя с детьми. Однако семья с одним родителем – это основной, но не единственный тип неполной семьи. Существуют и такие неполные семьи, в которых дети проживают вообще без обоих родителей – у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило, последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей, чем первая. Она связана с полным распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери), либо лишением одинокого родителя родительских прав, либо с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей и передают их на воспитание своим родителям. По данным переписей, к неполным семьям относятся все семьи таких типов, независимо от возраста детей, но отдельно выделяются неполные семьи с несовершеннолетними детьми, поскольку именно для них отсутствие второго родителя создает сложные материальные или педагогические проблемы. В 1989 г. 11,7% детей до 18 лет проживали в семьях с одним родителем, еще 2% – в так называемых "прочих неполных семьях", т.е. вообще без обоих родителей – у бабушек, дедушек и других родственников. Таким образом, среди всех детей до 18 лет, проживавших в семьях, 13,7% приходились на семьи без одного или обоих родителей. К 1994 г. их доля увеличилась до 15,1%. Однако в переписях до 1989 г. не выделялся такой весьма распространенный тип неполной семьи, как супружеская пара старшего поколения (дедушка и бабушка), вместе с которой проживает дочь – вдова или разведенная, или одинокая мать с ребенком (детьми), или сын – одинокий отец. Этот тип семей был выделен только при разработке материалов микропереписи 1994 г. – с его учетом доля детей, воспитывающихся в семьях без одного или обоих родителей, составляет уже 18,6%. В подавляющем большинстве семей с одним родителем, по данным обеих переписей, отсутствуют отцы. Матерей нет только в 6–7% таких семей. А.СИНЕЛЬНИКОВ

Источник: Демографический понятийный словарь.

СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ
семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей.
Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок часто лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, если нет отца, мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей по сравнению со сверстниками из полных семей имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно появятся. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь “ради детей”, зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание населения. Термины и определения” (п. 2.4.2 “Неполная семья”).

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
346.19 кб

Особенности воспитания в неполных семьях

Данилова Марина Владимировна, Наумова Дарья Викторовна
Читать PDF
113.09 кб

Проблемы социализации подростков в неполных семьях

Белоусова О. А.
Читать PDF
296.76 кб

Дисциплинарные родительские стратегии в неполных семьях

Борисенко Е. А.
В данной публикации, на основе исследований, проведённых одним из авторов в г. Москве в 2008-2009 годы, рассматриваются дисциплинарные родительские практики в неполных семьях.
Читать PDF
292.58 кб

Здоровье допризывников, воспитывающихся в неполных семьях

Пунина М.А., Богомолова Е.А., Жилина Е.А., Малявина Е.А., Шестакова В.Н.
Читать PDF
380.47 кб

Социальная работа с неполными семьями в сельской местности

Балтуева Светлана Владимировна
В статье рассмотрены социальные проблемы неполных семей из сельской местности. Изучено социальное, психологическое состояние глав неполных семей, проживающих на селе, проведены интервью с ними.
Читать PDF
315.33 кб

Материнское отношение к подросткам в полных и неполных семьях

Губин В.А., Клопова О.В.
В статье рассматриваются особенности материнского отношения, личностные особенности и особенности познавательной сферы матерей, воспитывающих мальчиков и девочек 11–13 лет в полных и неполных семьях.
Читать PDF
578.60 кб

Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях

Далгатов Магомед Магомедаминович, Джабраилова Маликат Магомедовна
Статья посвящена изучению влияния статуса семьи на эмоциональную сферу подростков из неполных и смешанных семей.
Читать PDF
164.52 кб

Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях

О. В. Клопова, В. А. Прокофьева
В статье рассмотрена проблема социализации мальчиков-подростков в неполных семьях. Дается подробная характеристика таких понятий, как социализация, личностные характеристики, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения.
Читать PDF
250.88 кб

Образ жизни детей, рожденных и воспитывающихся в неполных семьях

В. Н. Шестакова, М. А. Пунина, Ж. Г. Чижова, А. В. Авчинников
Читать PDF
372.10 кб

Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях

Дудина Светлана Юрьевна
В статье осуществлён анализ результатов социально-психологического исследования специфики межпоколенного взаимодействия в полных и неполных расширенных семьях.
Читать PDF
202.02 кб

Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях

Милюкова Елена Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение личностных особенностей подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Читать PDF
1.17 мб

Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях

Мягкова Мария Алексеевна
На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей.
Читать PDF
305.58 кб

Суицидологическая характеристика девушек, воспитанных в неполных семьях

Меринов Алексей Владимирович, Бычкова Татьяна Александровна, Лукашук Александр Витальевич, Сомкина Ольга Юрьевна, Меринов Николай Львович
В предлагаемой работе изучены суицидологические и личностно-психологические характеристики девушек, воспитанных в неполных семьях.
Читать PDF
145.22 кб

Родительские установки матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях

Бурыкина Марина Юрьевна
В статье рассматривается проблема родительских установок матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях.
Читать PDF
253.21 кб

Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям

Кучеренко В. З., Мысяков В. Б.
В статье представлены подходы к разработке региональных семейных программ. Показано, что в современных условиях неполные семьи должны стать первоочередными получателями медико-социальной помощи.