форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся прежде всего приемные семьи.
Если родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе со стороны родственников родителей ребенка, о передаче его на воспитание в другую семью, об усыновлении или при необходимости о помещении ребенка в специальное учреждение. Декларация выстраивает приоритет устройства ребенка: передачу родственникам семьи ребенка, далее — замещающей семье и в последнюю очередь — в соответствующее интернатное учреждение.
Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время существует три вида замещающей заботы: институциональное воспитание, замещающая семья и профессиональная замещающая семья. Институциональным воспитанием считается воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в детских домах семейного типа. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы, три из которых считаются профессиональными. Непрофессиональной формой является опека, так как опекуны являются законными представителями ребенка и получают деньги на его содержание. К профессиональным замещающим семьям относятся следующие три разные формы: приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа. Одной из основных целей интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной приемной семье является компенсация нарушений развития. Подобная цель достигается только при наличии в семье определенных условий.
С точки зрения психологии главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство “тыла” в самостоятельной жизни.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 03.12.1986 г. № 41/85 (ст. 4); Юридический словарь. М.: Институт новой экономики, 2014.
186.39 кб
Замещающая семья как предмет научных исследований
Представлен анализ современных психологических и социально-педагогических отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению замещающей семьи.