СЕМЬЯ
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Социологический словарь
Источник: Термины к концепции демографической политики РФ до 2015
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социология.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
(2) С правовой точки зрения С. определяется через включение в правоотношения, в результате которых возникают взаимные права и обязанности членов семьи, супругов, родителей и детей, других родственников, указанных в Семейном законодательстве. Однако определение С. только через понятия “брака”, “отцовства”, “материнства” на сегодня не может быть полным. Изменение института С., возникновение различных его форм приводит к необходимости рассматривать С. как социальную группу, взаимоотношения в которой построены на кровном родстве, супружестве, родительстве, сожительстве либо взаимной привязанности, члены которой ведут совместное хозяйство, оказывают друг другу поддержку, связаны между собой моральными и духовными узами.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Исторически существовали многочисленные разновидности в форме семьи. Чтобы анализировать их, социологи использовали ключевые понятия расширенной семьи и нуклеарной семьи. Первая относится к группе связанных родством людей, где больше двух поколений родственников живут вместе (или в очень тесной близости), обычно являясь домочадцами. Вторая включает просто родителей (или родителя) и зависимых от них детей. По мнению социологов, нуклеарная форма семьи (то есть ядро семьи) получила развитие как сопутствующее обстоятельство индустриализации (хотя недавно появились другие утверждения: предшествующие индивидуалистские структуры могли содействовать возникновению индустриализма) и по мере роста географической и социальной мобильности, обычно ассоциируемой с индустриальным развитием, она становилась социально и географически изолированной от более широких родственных сетей, превратившись в приватизированную нуклеарную семью.
Разнообразие форм зависит от социальных и культурных норм. Например, расширенные семьи изменяются согласно структурам родства, включая многобрачные формы семьи. Аналогичным образом значительно отличается число детей в нуклеарной семье. Например, в Великобритании имеется тенденция к наличию меньшего количества детей, а в Китае супружеским парам запрещено иметь более одного ребенка.
Как и в случае с различиями между обществами, каждая семья проходит цикл жизни, и большинство индивидуумов испытывает множество изменений в семейных ролях в течение их собственной жизни (см. Семья происхождения или ориентации; Семья порождения).
Недавние изменения в образцах семейной жизни в Англии и во многих западных обществах включают:
(а) реобладание значения личных качеств взамен экономических соображений;
(б) рост процента устойчивых репродуктивных связей и сожительства, уществующих вне стандартных моделей брака;
(в) увеличение процента развода и повторного брака;
(г) возрастание числа семей с одним родителем, особенно без отца.
Кроме того, вследствие старения населения все больше числа нуклеарных семей заботятся о зависимых родственниках (см. Коммунитарное попечительство).
См. также Социология семьи; Социализация; Брак; Развод.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: "Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения." (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979).
Близкое определение содержится в Энциклопедическом социологическом словаре: "Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью". (Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН,1995, сс. 663-665).
До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и пр.
С учетом современных реалий в развитии института семьи английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка (Цит. по Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: АСТ, 1998, с. 162).
Подход Гидденса отражает многообразие существующих жизненных укладов и одновременно порождает вопрос о том, какие уклады могут быть отнесены к "настоящим семьям". Этот вопрос наиболее актуален в проведении государственной семейной политики. Тенденция последних двух десятилетий состоит в том, что государство постепенно расширяет социальные гарантии в отношении незарегистрированных супругов и их детей.
Примечательная особенность последних лет – разделение родительства и супружества. В настоящее время единое представление о семье вообще все более размывается. Взамен формируются различные концепции семьи, отвечающие потребностям конкретной практики (в частности, при научном обосновании социальной политики в отношении семьи, социальной работы и проведении эмпирических исследований).
Таким образом, сегодня уместно говорить не о "семье" вообще, а о различных типах семей. Ответ на вопрос, что такое семья, может состоять либо в сужении объема понятия (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо в выделении различных типов семей как особого рода малых групп. (Подробнее см. Т.А. Гурко. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования, 1995, № 10, сс. 95 – 99).
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
В отличие от семьи, домохозяйство может состоять из одного человека (одиночное домохозяйство). По данным микропереписи 1994 г. Почти 20% домохозяйств в России являются одиночными. Большинство из них – "послесемейные", т.е. это домохозяйства одиноких пожилых людей (как правило, женщин), которые в прошлом имели семью, но их супруги умерли, а взрослые дети живут отдельно. Однако подавляющее большинство домохозяйств (около 80%) – это семейные домохозяйства, состоящие из двух и более лиц, связанных узами брака, кровного родства или свойства (родства через брак). Смешанное домохозяйство кроме семьи включает др. лиц, напр., домработницу, постоянно проживающую в семье. Групповое домохозяйство состоит не из родственников, а из друзей, компаньонов и т.п., постоянно проживающих в домохозяйстве и принимающие участие в его организации, напр., студентов, вместе снимающих квартиру и ведущих хозяйство.
Существует несколько типов семейных домохозяйств. Полные нуклеарные семейные домохозяйства состоят из супружеских пар с детьми или без детей, неполные нуклеарные семейные домохозяйства – из одиноких (то есть, никогда не состоявших в браке, вдовых, разведенных и разошедшихся) родителей с детьми. Дети в нуклеарных семейных домохозяйствах могут быть любого возраста, но не могут состоять в браке. Если они вступают в брак и продолжают после этого жить с родителями, то это будет уже расширенное семейное домохозяйство. Семейное домохозяйство является полным, если в него входит полное семейное ядро – то есть брачная пара с детьми или без детей. Семейное домохозяйство является неполным, если в него входит неполное семейное ядро – то есть, одинокая мать(или отец) с детьми. Если семейное домохозяйство состоит только из семейного ядра (полного или неполного), то оно является нуклеарным. Если в состав полного или неполного семейного домохозяйства кроме самого семейного ядра входят также один или оба родителя и(или) другие родственники мужа, жены или одинокой матери (отца), то такое домохозяйство является уже не нуклеарным, а расширенным. А. СИНЕЛЬНИКОВ
Источник: Демографический понятийный словарь.
С. и брак взаимосвязанные социальные институты, однако они имеют разное происхождение. Как своего рода «естественное» образование С. гораздо древнее брака – договорного и, следовательно, «искусственного» института. С. один из важных социальных институтов любого общества, основа хозяйственной и производственной деятельности народа. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономического базиса общества, однако, между формами семьи и стадиями социально-экономического развития общества нет жёсткой зависимости. Возможны некоторые корреляции между формами С. и формами хозяйства, локальными или специфическими типами экономики. При этом, чаще всего в одном обществе сосуществует несколько типов С. как следствие способности С. приспосабливаться к изменчивым жизненным обстоятельствам. Так, у современных бродячих охотников и собирателей, живущих в неблагоприятных климатических условиях, преобладают небольшие С., основанные на парном браке или ограниченной полигинии. Вместе с тем, у них бытуют относительно немногочисленные неразделённые семьи при разнообразных сочетаниях локализации брачного поселения и различных вариантах организации власти в С.
У специализированных осёдлых или полуосёдлых рыболовов, охотников и собирателей, имеющих относительно устойчивые источники пищи, у земледельцев и скотоводов доиндустриальных обществ чаще встречаются сложные семьи с относительно высокой численностью и различными вариантами локализации брачного поселения, отношений власти и собственности, что не исключает и самостоятельного существования нуклеарных или малочисленных неразделенных семей.
В индустриальных обществах преобладают неолокальные (см. неолокальность) нуклеарные С., но могут распространяться и иные типы, например, матрифокальные семьи, неразделённые патрилокальные С. – в среде городской бедноты, дискриминируемых национальных меньшинств и т.п.
У охотников и собирателей С. делит более или менее равномерно функции субъекта производства с общиной. В обществах ранних земледельцев и скотоводов, а также в крестьянских обществах, а иногда и в среде ремесленников доиндустриального города, семьи, образующие домохозяйства или объединения домохозяйств, являются ведущими производственными группами: существует даже особый термин «домашний способ производства» (М.Салинз). В индустриальных обществах в условиях урбанизации С. утрачивает эти функции. В сельской местности и в индустриальную эпоху С. составляет основу передовых, высоко оснащенных технически фермерских хозяйств.
Несомненно, на формы и функции С. значительно влияет социальная и имущественная стратификация. Имеется целый комплекс структурных и функциональных различий между С. рядовых общинников и вождей в догосударственных системах, высших и низших каст или сословий в доиндустриальных обществах, обеспеченных и необеспеченных людей в современных индустриальных культурах.
С. является весьма устойчивым социальным институтом; в кризисные периоды (войны, стихийные бедствия, связанные с голодом, или иные лишения) семейные отношения не просто сохраняются, но порой крепнут, в то время как слабеют и нарушаются более широкие и более узкие (брачные) социальные связи. С. адаптируется и к условиям длительной перестройки социальных систем. Видоизменяясь под влиянием различных социальных перемен, С., в отличие от брака, не утрачивает свою универсальность в человеческом обществе.
Формы С. весьма разнообразны. Единая их типология отсутствует, но принято несколько способов классификации по различным структурным и организационным признакам. По форме брачного поселения выделяются амбилокальные, вири- и патрилокальные, уксори- и матрилокальные, неолокальные и реже встречающиеся авункулокальныеи дислокальныесемьи. Исходя из лежащейв основе формы брака, выделяют парные или синдиасмические, моногамные и полигамные семьи. Стремясь подчеркнуть влияние господствующего в обществе счёта родства на формы С., говорят о матрилинейных и патрилинейных семьях. В зависимости от наличия обоих супругов, выделяют неполную (один из супругов отсутствует) и полную семью (в состав входят оба супруга). По структуре родственных связей выделяют нуклеарную или элементарную и объединённую и/или расширенную С. Причём в английской традиции принято проводить разграничение между объединённой С. и расширенной. По мнению ряда исследователей сегментация объединённых и расширенных С. ведёт к формированию патронимий.
В последние годы появились новые международные термины: «экспериментальная С.» и «альтернативная С.», применяемые к коммунам типа «С. хиппи», а также к объединениям, основанным на однополых аналогах брака.
В отечественной этнологии наиболее употребительно деление С. на большую и малую. Формально эти термины указывают только на количественный состав С., однако по существу им придаётся стадиальное содержание: существование большой С. относят к эпохе поздней первобытности и разложения первобытного общества, выделение малых С. – к развитым классовым формациям. Кроме того, в каждом из этих понятий одновременно сочетается несколько структурных и функциональных признаков. Так, малой называют С., состоящую из брачной пары и её детей, такую семью часто отождествляют с нуклеарной или моногамной. Но, в то же время малой С. именуют и полигамную С. с небольшим числом жён или мужей (например, две – четыре жены у аборигенов Австралии, один – два мужа-половинщика у алеутов). Большой считают С., состоящую из нескольких брачных пар с детьми, т.е. из нескольких моногамных С., но одновременно большой является и полигамная С. с большим числом жён или мужей (10 и более). Часто термин «большая С.» употребляют как синоним термина «патриархальная С.», приурочивая её к определённой стадии социальной эволюции (см. патриархат), хотя последний термин указывает только на организацию власти в С., а отец может быть властелином и в малой С. Вместе с тем матрилинейная С. может достигать весьма внушительных размеров и по существу быть большой. Часто как синоним большой С. используют и термины «расширенная С.» и «неразделённая С.», тогда как последняя может насчитывать 8, 6 и даже 4 человека и фактически быть «малой С.»
Очевидно вся эта терминология нуждается в уточнении.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
С. — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
С. — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом в физическом и духовном воспроизводстве населения.
С. как малая общность обладает отличительными признаками: союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтвержденный нормами Закона; вступление в брачные отношения на добровольных началах; общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей; моральное, психологическое и нравственное единство; вступление в близкие, интимные отношения; рождение, воспитание и социализация детей.
С. — это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним
До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и проч.
С учетом современных реалий в развитие института семьи английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка.
Подход Гидденса отражает многообразие существующих жизненных укладов и одновременно порождает вопрос о том, какие уклады могут быть отнесены к “настоящим семьям”. Этот вопрос наиболее актуален в проведении государственной семейной политики. Тенденция последних двух десятилетий состоит в том, что государство постепенно расширяет социальные гарантии в отношении незарегистрированных супругов и их детей. Примечательная особенность последних лет — разделение родительства и супружества. В настоящее время единое представление о семье вообще все более размывается. Взамен формируются различные концепции семьи, отвечающие потребностям конкретной практики (в частности, при научном обосновании социальной политики в отношении семьи, социальной работы, при проведении эмпирических исследований).
Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым. Методологическим ключом раскрытия феномена семьи являются синхронно применяемые макро- и микроуровни его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом.
Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт — объектом макросоциологии. Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.
Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.
Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально-политической и духовной.
Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.
Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом. Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу.
Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н.А. Бердяеву: “Семья родилась из необходимости, а не из свободы”.
Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.
Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.
В различных обществах и различных исторических эпохах существовало и существует множество форм семьи. Внутри одного общества и одной эпохи могут существовать самые различные формы семьи.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Семейный кодекс РФ; ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, 2.1.19 “Семья”; Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996; Зубкова Т.С. , Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2004; Холостова Е.И., Прохорова О.Г., Черняк Е.М. Семьеведение: Учебник. М.: Юрайт, 2012.
Родительство и родство - специфическая форма отношений, присущая С., и имеющая как биологическую, так и социальную основу. Связь, возникающая в результате рождения нового человека, имеет биологическую природу и является естественной. Но если биолого-генетические связи между людьми существуют независимо от того, знают о них люди или не знают, то социально-родственные связи существуют только потому, что проходят через сознание людей. (Ю.И. Семенов). Таким образом наличие прав и обязанностей между родственниками свидетельствует о социальном характере их связи, обусловленности ее социально-экономическими отношениями. Биологическое и социальное родительство, как отцовство, так и материнство, дублируется только в обществах с моногамным браком . В ранних обществах при групповом браке наблюдалось разделение биологического и социального материнства. Дети, родившиеся от разных женщин, но принадлежавшие одному роду, вскармливались и воспитывались всеми женщинами совместно, которые выступали в этом случае в качестве общественных матерей. Мать была естественной кормилицей. Социальные отношения по содержанию детей матерью были биологически обусловлены. И понятие о матери возникло как понятие о кормилице (Ю.И. Семенов). У. Риверс, исследовавший дуально-родовую организацию, пришел к выводу, что родство, которое исследуется этнографами, является социальным отношением, и его нельзя путать с биологическим родством. Понятие об отце также возникло как понятие о кормильце детей. Понятие "отец" совпадало с понятием "муж матери", но не как с ее сексуальным партнером, а с тем, кто поддерживал ее экономически. Биологическое отцовство, или так называемое породительство, обществом во внимание не принималось и поэтому не имело общественного значения (Ю.И. Семенов). По данным исследования П.А. Лавровского в 1869, во всех индоевропейских языках первоначальным смыслом слов, обозначающих отца, было не породитель, а кормилец (Ю.И. Семенов). Общество не могло бы полноценно развиваться, если бы заботы о потомстве несли только женщины. Ю.И. Семенов указывает на то, что во многих современных обществах существует линейно-степенное родство, а следовательно, и линии происхождения, которые связывают человека с обоими родителями и их родственниками. Биологическое отцовство стало выступать в качестве и социального лишь тогда, когда мужчина стал единственным кормильцем С. Это было связано с возникновением и распространением моногамного брака. Необходимость содержать потомство обусловила стремление мужчины знать наверняка, что он является биологическим отцом каждого ребенка, в отношении которого он должен нести социальную ответственность. Дети, рожденные вне брака, мужчинами не поддерживались.
Поскольку и супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и общественную поддержку, С. выступает как социальный институт. Как институированное общественное образование С. обладает всем комплексом социальных функций и ролей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт. Как малая социально-психологическая группа С. предполагает непосредственность общения между своими членами, эмоциональность, немногочисленность, общность быта, взаимную моральную ответственность и взаимопомощь.
У специалистов, рассматривающих вопросы С. и брака с разных позиций (юристов, демографов, экономистов, педагогов и т.д.), нет общего определения С. Но не только потому, что проявления С. многолики и семейные отношения отличаются большой сложностью и многогранностью, но и потому, что существует множество критериев, которые можно положить в основание этого понятия (социальное предназначение, качество связей, структура, принцип организации и т.д.); многие определения, даваемые специалистами, страдают односторонностью, т.к. учитывают лишь некоторые ее формы и стороны. Наиболее полными являются определения социологов, которые рассматривают С. в социальном контексте.
С. - это социальный институт (по характеру общественного воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, что детерминировано социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного обновления общества. Это одна из вариаций самого распространенного в отечественной литературе определения С., авторами которого являются известные российские социологи А.Г. Харчев и М.С. Мацковский.
С. может быть основана на браке, близком (кровном) родстве и на факте усыновления (удочерения). Последнее основание является исключением из общего правила возникновения С. на основе брака или близкого родства. С. может включать в себя брачную пару, а может и не включать. Во второй половине 20 ст. широкое распространение получили неполные С., возникшие в результате разводов и внебрачных рождений, и наличие супружеской пары перестало быть обязательным компонентом С. Отличие С. от брака заключается не только в количестве субъектов отношений, но и в качестве этих отношений. Как социальная организация С. отличается от брака тем, что эти отношения имеют многосторонний и разновекторный характер. Они направлены на удовлетворение разнообразных потребностей членов С., на выполнение многих социальных и индивидуальных функций. С. можно назвать и мужа с женой, если их отношения шире, чем брачные. Другими словами, при разделе понятий брака и С. нельзя ограничиваться только количественными характеристиками, необходимо учитывать и качественное различие между ними.
Как социально-правовой институт С. охраняется законом. Правовое регулирование брачно-семейных отношений важно как для граждан, так и для государства. Граждане получают защиту от государства в случае нарушения своих прав (например, истребование через суд матерью алиментов на детей от расторгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обязанности материально обеспечивать детей). Государство же при помощи юридических норм устанавливает права и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым осуществляя контроль в области брака и С. По форме различают нуклеарные и расширенные С. Под нуклеарной понимается С., состоящая из ядра - двух поколений: родителей и детей. Расширенной называют многопоколенную С., имеющую в своем составе кроме супружеской пары и их детей и других родственников. Социальная сущность С. определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой интимной форме с самого рождения человека. С. является единственной группой, которая увеличивается благодаря рождению детей, а не в связи с приемом новых членов (усыновление - исключение). Социальное предназначение С. связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов; предопределяет социальное положение детей. Все это свидетельствует о необходимости существования С. для нормального функционирования общества. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др. Можно утверждать, что ценность С. как некоей общности людей является непреходящей. Требования к С. в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Как утверждал в незапамятные времена апостол Павел, лишь редкие люди способны вести самостоятельную жизнь. Подавляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, С. Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в С. С. призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом. В С. существуют три основных вида отношений: супружество, родительство, родство. Члены С. обычно живут под одной крышей и ведут общее совместное хозяйство. Отношения между членами С. определяются их чувствами друг к другу, семейными ролями, традициями, нормами права и религии.
С. и общество взаимосвязаны. Эволюция С. как социального института обусловлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов. При этом брачно-семейные отношения обладают относительной самостоятельностью, так как помимо объективных, внешних факторов на С. влияет ряд других обстоятельств, в частности, нравственно-психологические характеристики индивидов. В связи с тем, что у многих людей С. сегодня ассоциируется прежде всего с общностью близких людей, нравственно-психологическая и эмоциональная стороны семейной жизни приобретают все большую значимость. При этом С. может восприниматься индивидами в двух значениях. Во-первых, когда двое или более человек создали для себя теплую интимную среду обитания, которую они рассматривают как семейную группу. Это окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, выполняя разнообразные роли и функции. С. в данном случае связана с понятиями тепла и близости по принципу "здесь и теперь". В другом значении С. воспринимается как группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. это родство поколений и совокупность всех родственников - как живых, так и мертвых. Наличие такой С., осознание своей причастности к ней крайне важно для человека в психологическом плане, независимо от того, поддерживает он с ней близкие отношения или нет. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причастность к будущему. Такая трактовка С. поглощает и нормативную, традиционную модель (брачные, родительские и родственные связи), и отклонения от нее, например, неполные, бинуклеарные, бикарьерные С. В современных обществах выполнение важнейших функций традиционной С. - деторождение и воспитание подрастающего поколения - могут переходить к другим формам С.
С 1970-х в европейских индустриальных и постиндустриальных странах растет число людей, которые в состоянии на базе высокопроизводительной экономики и высокоразвитого рынка услуг и товаров обеспечить воспроизводство населения без вступления в брак и создания С. в ее обычном понимании. Это еще одно свидетельство того, что на протяжении истории семейные формы видоизменяются. Семейная форма, подходящая одному поколению, может не подходить другому. Переход от одной семейной структуры к другой связан с приведением ее в соответствие с новыми социальными обстоятельствами и нуждами членов С. и данного общества, поэтому появление новых семейных форм и их разнообразие не означает патологии. Более того, застывшая форма и стабильность С. как критерии ее оценки весьма сомнительны, так как постоянное движение и изменчивость более присущи С. как живому организму, чем устойчивость и неподвижность. Все процессы, происходящие в обществе, воздействуют на С. и ее структуру. Сегодня С. больше, чем раньше, подчиняется требованиям общественного производства. Заботясь об индивиде, его личностном потенциале, она находится под прессом требований рыночных отношений и должна считаться с ними. Будучи общественным институтом, С. должна создавать и формировать индивидов, которые соответствуют существующим общественным ожиданиям и в состоянии активно участвовать в общественной жизни. Кроме этого, в свете новых походов к осмыслению развития человеческого потенциала (феминистского, гендерного и др.) актуализируется и новое представление о мужчинах и женщинах, их предназначении в С. и обществе, т.е. С. должна быть той средой, которая помогает мальчикам и девочкам, женщинам и мужчинам полнее самореализоваться, стать совершеннее и через них сделать общество более гармоничным.
Состояние современной С. характеризуется рядом противоречивых тенденций. Среди них уменьшение прочности брачно-семейных отношений (что подтверждается статистикой разводов и ростом напряженности отношений между родителями и детьми), снижение рождаемости, рост количества неполных (монородительских) семей, внебрачной рождаемости, ослабление роли С. в деле социализации молодого поколения (рост среди подростков самоубийств, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д.). Это с одной стороны. А с другой стороны, есть изменения другого порядка. Растет экономическая и социальная независимость женщин и их духовное раскрепощение как следствие вовлечения в общественную и профессиональную деятельность вне дома. Трудовая активность женщин, с одной стороны, повышает благосостояние С., а с другой стороны, обуславливает их большие требования к брачно-семейным отношениям и большую решительность при разводе, тем самым делая С. менее устойчивой. Это неизбежное явление, связанное со становлением новых отношений. Традиционный тип патриархальной С. с жестким распределением семейных ролей и обязанностей постепенно заменяется равноправными семейными отношениями между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Эти процессы сопровождаются изменением брачно-семейной идеологии, взглядов мужчин и женщин на семейную жизнь, распределение ролей в С., супружескую верность, характер отношений между поколениями.
Итак, глобальные общественные изменения вызывают к жизни и новые типы семейных отношений. Отражая социальное воздействие, влияние новых технологий, семейные структуры у разных людей в разное время могут быть и нормальными, и отклоняющимися от нормы. Структура С. следует за теми функциями, которые она выполняет в данное время. В разных обществах С. может иметь разные формы. История модернизации С. может быть рассмотрена как история утраты одних и приобретения других функций. С. показывает свою жизнеспособность во все времена, в том числе и сегодня, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых изменений в индустриальном и постиндустриальном мире. Незыблемость С. как основной формы жизни людей кажется неоспоримой, потому что какие бы трансформации ни переживал этот институт, большинство взрослого населения во всем мире сегодня предпочитает жить в С.
С.Н. Бурова
Источник: Социология: энциклопедия
СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в обществ. развитии ´Общественные порядки, - писал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи´ (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 26) Через С. сменяются поколения людей, в ней осуществляется ´производство самого человека, продолжение рода´ (там же, с. 26). В С. происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значит. части реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества С. является также ячейкой организации быта и важной потребительскои единицей. Кроме этого, С. выступает как один из осн. объектов демографической политики. Первая из задач эффективной демографич. политики, указанных в решениях 26-го съезда КПСС, - ´способствовать упрочению семьи как важнейшей ячейки социалистического общества´ (Материалы 26-го съезда КПСС, М. 1981, с 136)
Основу С. составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между мужчиной и женщиной, даже юридически оформленным, а представляет отношение между мужем и женой, родителями и детьми. ´(Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что С. обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего обществ. потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем С. рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
С. выражается через такие понятия, как функции С., ее структура и ролевое поведение членов С. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности - с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых им к С. как социальному институту, призванному удовлетворять определ. социальные потребности, изменялись как содержание, так и значимость ее социальных функций. Важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей Важная в прошлом функция семьи - предоставление определ. социального статуса всем ее членам - стала менее значимой, по мере того как личные способности, образование, умения стали значить больше, чем семейные связи и происхождение. В докапиталистич. и капиталистич. обществах одной из осн. функций С. является передача по наследству частной собственности. По мере обобществления труда и индустриального развития изменились и такие функции С., как экон. обеспечение, совместное владение имуществом. Совокупность функций, к-рые выполняет совр С., можно свести к следующим - репродуктивная, воспитательная, хоз. экон. рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативнал и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в С.).
Под структурой С. понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в т. ч. отношений власти, авторитета и т. д. Выделяют т. н. авторитарную структуру и в связи с этим авторитарные семьи, к-рые характеризуются жестким подчинением жены мужу и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей. Демократич. семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей и воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в совр. брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридич. нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Ролевое взаимодействие в С. есть совокупность норм и образцов поведения, к-рые характеризуют одного члена С. в его отношениях с др. ее членами. Осн. ролевые отношения в С. - мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя) и т. д. характеризуются различными особенностями взаимоотношений, которые существенно различаются в традиц. и в совр. С. Традиц. роли, при которых женщина вела дом, х-во, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником земли и имущества, и обеспечивал экон. самостоятельность С., заменились ролями, при к-рых подавляющее большинство женщин в одних странах и существенная их часть в других стали участвовать в производств. деятельности, экон. обеспечении С. и принимать равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на все стороны функционирования С. и особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супружеских отношений, но вместе с тем воздействовало на демографич. поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту уровня разводимости. Для совр. семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Если в прошлом были распространены браки по сговору родителей, то теперь подавляющее большинство составляют браки, в к-рых молодые люди самостоятельно принимают решение о вступлении в брак и сами выбирают брачных партнеров. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиц. нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиц. семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отд. семьях. Во-вторых, происходит изменение структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой совр. брака становятся не экон. или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
В бурж. лит-ре распространены представления о возможности замены существующих брачно-семейных отношений новыми формами семьи, об их распаде и ´смерти´ С. Марксистско-ленинская социология убедительно доказывает, что нынешние тревожные тенденции развития брачно-семейных отношений (снижение уровня рождаемости, рост частоты разводов, увеличение числа неполных семей, рост числа одиноких) характеризуют не их распад, а сложности социально обусловленной трансформации института С. и ее функций и становления ее как малой социальной группы.
С. как важнейшая социальная ячейка является объектом исследования мн. обществ. наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждую из наук, в соответствии с ее предметом, привлекают специфич. стороны функционирования и развития С. В центре внимания экономики находится С., или домохозяйство, как экономич., гл. обр. потребительская, ячейка; социология сосредоточивает внимание на анализе С. как социального института, осн. на браке и выполняющего определ. социальные функции; этнографич. исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разл. этнич. характеристиками; для демографии осн. интерес представляет роль семьи и семейной структуры нас. в воспроизводстве населения. В зависимости от аспекта изучения могут несколько различаться определения С. и подчеркиваться те или иные ее особенности. Так, для демографии наличие юридически оформленных отношений между супругами не имеет решающего значения, в то время как для правоведения оно находится в центре внимания; для педагогики изучение семьи без детей лишено смысла, хотя для социологии оно представляет определ. интерес и т. д. Вместе с тем, изучая разл. стороны одного и того же объекта - С., все эти науки взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга. Несмотря на то что в каждой из наук существует собств. подход к типологии семей, сформировались нек-рые общие принципы выделения типов семейной организации и типов С. В зависимости от формы брака выделяются типы семейных организаций: моногамия и полигамия. Моногамия представляет собой форму брака, в к-рой один мужчина может быть одновременно женат только на одной женщине. В 20 в. во всех экономически развитых обществах моногамия является обязательной нормой признаваемого обществом брака. В тех странах Азии и Африки, где социальные и юридич. нормы не предписывают моногамии, она также является наиболее распространенным типом брачных отношений. Полигамия - брак, при к-ром допускается, чтобы один человек имел одновременно двух или неск. брачных партнеров; более распространена полигиния.
В зависимости от структуры родственных связей выделяют разл. типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если нек-рые из детей в С. состоят в браке, образуется другой ее тип - расширенная, или сложная семья. Она включает и более поколений или же две или более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим х-вом, независимо от того, принадлежат ли они к одному или разл. поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав к-рой входят оба супруга) и неполную семью, где один из супругов отсутствует. Для характеристики семей в историч. перспективе, а также для анализа семей, живущих в нек-рых странах Африки и Азии, применяются другие подразделения типов семейной организации. Выделяется патриархальная семья, в к-рой отец является формальным главой С. и осуществляет в ней власть. Матриархальная С. представляет собой форму семейной организации, в к-рой формальный глава С. - мать. Такой тип С. встречается довольно редко и среди антропологов нет единой точки зрения, существовали ли общества, в к-рых преобладала чисто матриархальная С.
С позиций этнографии наиболее существенно разделение семей по этнич. признакам. В СССР наиболее значительны различия между семьями народов тюркского происхождения, с одной стороны, и народов, населяющих Европ. часть страны, - с другой. Эти различия проявляются в составе С., числе детей в ней, уровне разводимости, доле одиноких людей брачного возраста и т. д.
В демографии С. изучается как ячейка воспроиз-ва нас., в связи с чем на первый план выдвигается ее репродуктивная функция, к-рая рассматривается в тесной связи с др. социальными функциями С. В то же время объектом изучения является сам процесс образования и развития семей, или демографич. развитие С. При этом рассматриваются изменения в составе С., оказывающие непосредств. влияние на воспроиз-во нас. вступление в брак, рождение детей, развод или смерть к.-л. из членов С., возникновение молодой С. Развиваясь, С. проходит ряд этапов, последовательность к-рых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется разное число фаз этого цикла: образование С. - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; ´пустое гнездо´ - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка; прекращение существования С. - смерть одного из супругов. На каждом этапе С. обладает специфич. социальными и экон. характеристиками. Жизненный цикл С., к-рый называют иногда моделью С. или моделью развития С., исследуется обычно на шкале возраста супругов (или одного из них) либо возраста С., под к-рым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро С. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти к.-л. из членов С., разделения или воссоединения родственников или прекращения брака. В этих случаях приобретает значение время и причина прекращения брака (смерть супруга или развод), вступление во второй брак и т. д. Частота и причины таких изменений, а также их влияние на дальнейшее развитие С. изучены мало. На протяжении семейной жизни каждый член С. последовательно меняет свое семейное состояние, будучи сперва ребенком (см. Дети), затем супругом, родителем супруга, иногда - прародителем, в связи с чем меняются его социальные роли в С. и соотв. его место в семейной структуре нас. Изменение семейного состояния часто связано с переходом в другую С. Переход С. из одной стадии в другую меняет ее демографич. состав, под к-рым понимается распределение членов С. по тем или иным признакам, существенным с точки зрения воспроиз-ва нас. Наибольшее значение имеют такие характеристики состава С., как наличие в ней супружеской четы или только одного из супругов, их возраст, число и возраст детей и т. д. Таким образом, демографич. состав семей определяет их демографич. типы, характеризующие стадию семейного цикла, и перспективы демографич. развития С. Переход из одной стадии в другую сопряжен, хотя и не всегда, с изменением типа С. (напр., вступление старшего ребенка в брак меняет тип С., а рождение еще одного ребенка его не меняет).
Демография изучает не отд. С., а их совокупности. Поскольку процесс образования и развития С., перехода их из одной стадии в другую происходит непрерывно, нас. всегда состоит из С., находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Распределение этих С. по типам, соответствующим разным стадиям, а их членов - по семейному состоянию, образует семейный состав населения. В каждый данный момент он соответствует возрастно половой и брачной структурам нас., сформировавшимся под влиянием демографич. процессов в прошлом, и находится под непосредств. воздействием брачности и прекращения брака, рождаемости и смертности. Число вновь заключаемых браков, а в значит. мере и вновь образующихся С., зависит от того, сколь ко в нас. людей, к-рые могут вступить в брак, в каких они возрастах, а также от уровня брачности и от того, остаются ли молодожены с теми или иными из своих родителей или выделяются в самостоят. С. Прекращение браков вследствие разводов или овдовений, а также выделение взрослых детей из родительских С. меняют состав С. и прекращают существование части семей. Аналогичную роль играют рождаемость и смертность, увеличивая одни и уменьшая др. семьи. Непрерывный процесс образования и распада С. тесно связан с др. демографич. процессами, что дает иногда основание рассматривать воспроиз-во нас. как воспроиз-во семей. В совр. демографии эти связи изучены, однако, недостаточно.
Большинство демографич. событий, в частности рождений, происходит в семьях и дифференцировано в зависимости от брачного и, по видимому, также от семейного состояния (напр., смертность состоящих в браке ниже, чем никогда не состоявших в браке, вдовых или разведенных) и поэтому семейный состав служит одним из факторов воспроиз-ва нас. Таким образом, число С., их величина и состав рассматриваются в демографии, с одной стороны - как предпосылка тех или иных демографич. событий, с другой - как их результат. Поведение демографическое непосредственно зависит от условий и образа жизни С., в связи с чем детерминация и факторы демографич. процессов изучаются обычно на микроуровне, т. е. на уровне отд. С. Однако демографич. значение они приобретают, будучи взятыми в совокупности семей. Поэтому качеств. анализ этих факторов в теоретич. аспекте должен быть органически взаимосвязан с количеств. анализом частоты их возникновения в разных группах нас., что может указать и на закономерности, не проявляющиеся на уровне отд. семей. Таким образом, демографич. развитие семей требует статистич. исследования.
Осн. источником данных о С. служат переписи населения, выборочные демографич. обследования и эмпирические социологич. исследования. В исторической демографии сведения получают из метрических или приходских книг с помощью восстановления истории семей метода (ВИС). Для отграничения при переписи или обследовании нас. одной С. от другой важное значение имеет определение С. как единицы учета. Наиболее распространено определение С. как группы людей, связанных родством, совместно проживающих и имеющих общий бюджет; оно рекомендовано ООН и применяется в переписях большинства стран, учитывающих С., в т. ч. и в СССР. Обычно С. рассматривается применительно к постоянному населению, в СССР при переписях в составе С. учитываются только те, кто проживал в данном месте не менее 6 месяцев (или отсутствовал не более этого срока, за исключением учащихся, живущих по месту обучения, и лиц, проходящих срочную службу в армии, к-рые в состав С. не включались). Люди, живущие вне семьи, считаются одинокими либо (в СССР) отдельно проживающими членами С. Живущих вне С. следует отличать от не состоящих в браке как категории брачного состояния. В переписях нек-рых стран единицей учета служит не С., а домохозяйство, как преимущественно экономич. единица, состоящая из лиц, совместно проживающих и ведущих общее х-во, в состав домохозяйства могут входить и не родственники. Согласно определению ООН, домохозяйство может состоять из нескольких С. или из одной или неск. С. вместе с одним или несколькими не связанными родством лицами. В рамках домохозяйства С. определяется как единица, члены к-рой связаны между собой кровным родством, усыновлением или браком, иногда в более узком смысле - как ядро С. В большинстве экономически развитых стран С. и домохозяйства совпадают и преобладающая часть домохозяйств состоит из одной С. напр., в США (1976) только 3,5% домохозяйств имели в своем составе лиц, не связанных родством. С. (и соотв. домохозяйство) как единицу учета, ввиду многозначности термина, иногда называют статистич. С., или переписной С. Иногда, чтобы подчеркнуть социально экон. характер связей, употребляют термин ´семейное домохозяйство´.
Строгая система статистич. показателей С. отсутствует. Чаще всего семейный состав нас. характеризуют распределением С. по величине, по типам, по числу ядер С., иногда в сочетании с распределениями членов семей по тем или иным социально демографич. признакам (возрасту, брачному состоянию, семейному состоянию и др.). Распространенным показателем является средняя величина семьи (частное от деления числа членов всех С. на число семей), иногда применяется и обратная величина - коэффициент семейности. Для экономич. характеристики С. употребляется показатель семейной нагрузки - число иждивенцев, приходящихся в среднем на одного члена С., имеющего занятие или самостоятельный источник средств существования.
Об эволюции семьи за достаточно длительный период трудно судить из-за отсутствия массовых данных переписей нас. (домохозяйства и семьи стали учитываться в переписях западноевроп. стран лишь с сер. 19 в.) и изменения определений от переписи к переписи. Как показывают исследования, общая тенденция в изменении величины и состава С. в значит. степени предопределила изменения характера воспроиз-ва нас. в ходе демографической революции; в то же время каждому ее этапу соответствовала определ. структура и тип семьи (см. Демографический переход). На этапе снижения смертности, при сохранении высокой рождаемости, наблюдался умеренный рост доли крупных и сокращение доли небольших семей, относит. стабильность доли простых семей, увеличение доли одиноких при небольшом увеличении средней величины С. На этапе снижения рождаемости увеличивается доля мелких и сокращается доля крупных С., растет доля простых и сокращается доля сложных семей, средняя величина С. уменьшается. Согласно исследованиям амер. демографа Н. Райдера, ср. величина С. до начала демографич. перехода составляет 3,15, в переходный период - 4,67, после его завершения - 3,37. Об изменении средней величины С. (домохозяйства) с последней трети 19 в. в отд. странах дают представления след. данные.
Тенденция к сокращению величины С. проявляется одновременно с сокращением рождаемости или с нек-рым отставанием. Существенную роль в уменьшении величины С. играет связанный с индустриализацией и урбанизацией процесс нуклеаризации С., приводящий к преобладанию в семейной структуре нас. простых С. В развивающихся странах Азии и Лат. Америки снижение смертности, не сопровождавшееся снижением рождаемости, привело к росту средней величины С.
Формы и состав семей (и домохозяйств) в разных странах различны и зависят от социально-экон. условий, а также от распространенности разл. форм брачно-семейных отношений. В экономически развитых странах преобладают простые С., состоящие из супружеской четы с детьми, в развивающихся странах - относительно много сложных С., что отражает влияние традиций патриархальной С. На распределении С. по типам и величине сказываются также различия в характере демографич. процессов. В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки, где уровень рождаемости высок и распространены сложные С., больших, крупных семей сравнительно много. В странах зарубежной Европы, Сев. Америки (кроме Мексики), а также в Японии, где уровень рождаемости низок и преобладают нуклеарные С., больших семей относительно мало (табл. 1). Согласно прогнозам ООН, отмеченные различия в распределении семей по величине в группах стран сохранятся, по крайней мере, до кон. 20 в. Если внутри С. выделяются ядра семьи, то можно сгруппировать их на состоящие из одного семейного ядра или из неск. ядер.
Табл. 1. - Рапределение семей (домохозяйств) по величине в отдельных странах мира
Осн. часть семей в большинстве стран (табл. 2) - простые, содержащие лишь одно семейное ядро [выделяется Индия, отличающаяся своеобразием структуры домохозяйств (семей)].
В СССР, по переписи нас. 1979, насчитывалось 66,3 млн. семей, из к-рых 42,4 млн. в гор. поселениях и 23,9 млн. в сел. местности.
Табл. 2. - Рапределение семей (домохозяйств) по величине в отдельных странах мира по числу ядер семьи
За период 1959-78 общее число семей в СССР выросло на 16 млн., или увеличивалось в среднем на 800 тыс. семей в год, причем число семей росло быстрее числ. нас., что отражает тенденцию к обособлению молодых семей и сокращению величины С., как в гор., так и в сел. нас. (табл. 3). Ср. величина семьи колеблется по союзным республикам: от 3,1 в гор. нас. Латв. ССР и Эст. ССР до 6,6 в сел. нас. Тадж. ССР (1979). В распределении С. по величине можно выделить три крупных региона: первый, с преобладанием малых С., включает Латвию, Эстонию, Украину и большую часть РСФСР; второй, с преобладанием средних С., - Белоруссию, Литву, Грузию, Молдавию; третий, с преобладанием больших С., - республики Ср. Азии, Армению и Азербайджан, а также авт. республики РСФСР. Различия между этими регионами объясняются в основном разным числом детей в С. и неодинаковой распространенностью семей сложного состава.
Табл. 3. - Число семей и средняя величина семьи в СССР (по данным переписей населения 1959,1970,1979)
В изменении величины С. (табл. 4) наблюдается тенденция к росту числа небольших (из 2-3 чел.) и крупных семей (7 и более чел.). Доля крупных С. невелика, однако их абсолютное число составило в 1979 3,2 млн., в их состав входило ок. 27 млн. ч.
Помимо семей, при переписях нас. учитывались лица, не входящие в состав никакой семьи (одиночки), и лица, постоянно проживающие отдельно от семьи, но сохраняющие с ней материальную связь (отдельно проживающие члены семьи). В эти категории входят: учащиеся, живущие без родителей по месту обучения; пациенты больниц для хроников; живущие в домах для престарелых; призванные в Сов. Армию; не имеющие семьи пенсионеры и др. лица, живущие одиноко. В 1959-78 числ. лиц этих категорий увеличилась и к 1979 составила ок. 30 млн. человек (11% нас.). Это или молодые люди, еще не создавшие семьи, или пожилые, не имевшие семьи или живущие отдельно от своих детей. Как среди одиночек, так и среди отдельно проживающих гораздо больше молодых мужчин. Пожилые в этих категориях - в осн. вдовы и разведенные женщины, не имевшие детей или живущие отдельно от них.
По данным переписи 1979, в СССР преобладают простые С., имеющие в своем составе супружескую чету с детьми (любого возраста) или без них. На семьи такого типа приходится 52,6 млн. (ок. 80%) семей, причем из них примерно 1/3 состоят из одной супружеской четы с детьми, а 1/5 включает еще и одного из родителей супругов и др. родственников.
Табл. 4. - Распределение семей в СССР по величине, % (по данным переписей населения 1939, 1959, 1979)
Семей, состоящих из двух и более супружеских пар, в 1979 было 2,9 млн., или 4,3% всех семей. Это в основном семьи, в к-рых состоящие в браке дети живут вместе с обоими родителями, реже - состоящие в браке братья и сестры. Процент семей такого типа более высок в республиках с высоким уровнем рождаемости, поскольку в связи с более ранним вступлением в брак супруги там в среднем моложе. Семьи с тремя и более супружескими парами крайне редки - по приближенной оценке 0,02% всех С. Семьи с супружескими парами (простые и сложные) составляют 83,7% всех семей в стране и охватывают почти 9/10 всех лиц, живущих в семьях. Довольно значительна категория С., не имеющих в своем составе супружеской пары. В нее входит 9 млн. неполных семей, состоящих из женщин (реже - мужчин) с детьми (любого возраста). Примерно 1/8 их часть включает одного из родителей женщины или мужчины, а незначит. часть - также прочих родственников. Кроме того, не имеют в своем составе супружеской пары ок. 1,8 млн. т. н. прочих семей, состоящих, напр., из двух сестер, бабки и внучки и т. д. Неполные и прочие семьи в 1979 составляли 16,3% всех семей и имели в своем составе 29 млн. человек, т. е. немногим более 10% нас.
Процессы этнич. ассимиляции и консолидации наций приводят к образованию значит. числа этнически смешанных С., объединяющих лиц разных народов. Они образуются в результате этнически смешанного брака в первом либо втором поколении и объединяют в основном лиц из народов, близких по особенностям культуры и быта. В 1959 таких семей было 10,2%, в 1970 - 13,5%, в 1979 - 14,9%. В гор. поселениях, где больше возможностей межнац. общения, доля смешанных семей (1979) была больше: 18,1% против 9,2% в сел. местности.
Средняя величина С. коренных национальностей союзных республик колеблется по республикам довольно значительно: в сел. местности, напр., С. таджиков в среднем почти вдвое больше латышских. Гораздо менее значит. различия в средней величине рус. С., как правило, ср. величина рус. С больше в тех союзных республиках, где больше величина С. коренной национальности.
В 80-е гг. формирование С. начинается в относительно более раннем возрасте и не всегда сопряжено с достижением полной самостоятельности молодых супругов. В то же время становится все более распространенной простая семья, состоящая из родителей и детей, что отражает стремление к раздельному проживанию старшего и младшего поколений.
Одним из существ. факторов динамики состава семей и сокращения величины семьи служит снижение уровня рождаемости. Вызванный глубокими социальными преобразованиями, происшедшими в стране, этот процесс начался еще в 30-е гг. и постепенно охватил широкие слои нас. Большое влияние на уровень рождаемости оказало массовое вовлечение женщин в общественное произ-во, не всегда подкреплявшееся эффективной работой детских учреждений и системы бытового обслуживания нас. Однако главным фактором перехода к малодетной семье как результата изменения самого типа рождаемости послужило коренное изменение положения женщин в обществе и в семье и связанный с этим переворот в общественном сознании.
Все это свидетельствует о глубоких качеств. сдвигах, происшедших в социальных функциях семьи. С. в значит. мере утратила свою производств. функцию, оставаясь преим. ячейкой потребления и организации домашнего быта. Благосостояние совр. семьи уже не связано прямо с числом ее членов и больше зависит от личного труда каждого вне семьи, чем от совместного труда в семейном х-ве. Вместе с тем чрезвычайно выросла роль С. в организации досуга ее членов, в создании специфич. атмосферы домашнего очага, духовной близости, заботы и взаимопомощи. Серьезные изменения произошли и в традиц. функции С. по воспитанию детей и передаче им трудовых навыков, к-рую С. ныне все больше делит со специализиров. обществ. учреждениями.
Изменилась и структура С.: на смену авторитарной С., осн. на беспрекословном подчинении главе (кормильцу), на неравенстве, бесправии, приходит новый тип С. - равноправное содружество духовно близких людей, свободных от материальной зависимости и принуждения, связанных уважением, симпатией и взаимной помощью.
Прогрессивным в целом изменениям в социально-демографич. функциях С., как и всякому развивающемуся обществ. явлению, свойственны определенные противоречия развития - недостаточная подготовленность молодежи к браку и семейной жизни, неустойчивость части семей, особенно молодых, чрезмерная иногда нагрузка, к-рую несут работающие матери, воспитывающие детей. Рост потребностей и, в частности, повышение требований, предъявляемых родителями к условиям воспитания и содержания детей, побуждает нек-рые С, ограничиваться меньшим числом детей, чем родители хотели бы иметь. Все это может иногда приводить к неблагоприятным социальным и демографич. эффектам. Именно поэтому широкая программа социальных мероприятий, намеченных 26-м съездом КПСС, включает как органич. составную часть меры демографич. политики, направленные на укрепление С.
Выполнение этой программы обеспечит необходимые социальные предпосылки для рационализации воспроиз-ва нас. в интересах как каждой С., так и всего общества. В то же время дальнейшее развитие науч.-технич. революции в СССР, органич. соединение ее с преимуществами социализма будут сопровождаться постепенным преодолением отмеченных трудностей, а следовательно, стабилизацией социалистич. С. как формы индивидуальной жизнедеятельности людей и важнейшего фактора морального, социального и экономич. прогресса общества.
Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Проект закона о разводе, там же, т. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, О карикатуре на марксизм и об ´империалистическом экономизме´, там же, т. 30; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М. 1900; Квиткин О. А., Основные линии разработки переписи семей 1926 г., в кн.: Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 56, в. 1, М.-Л., 1931; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 55 - 56, в. 1-3, М.-Л., 1931-33; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М. 1937; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г., СССР (сводный том), М. 1962; Косвен М. О., Семенная община и патронимия, М. 1963; Цеткин К., Из записной книжки, в кн.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 5, М. 1970; Юркевич Н. Г., Советская семья, Мн., 1970; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М. 1972; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. 7, М. 1973; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М. 1974; Брак и семья. Демографический аспект, М. 1975; Чуяко Л. В., Браки и разводы, М. 1975; Васильева Э. К., Семья и ее функции, М. 1975; Герасимова И. А., Структура семьи, М. 1976; Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР, М. 1977; Xарчев А. Г., Мацковский М. С., Современная семья и ее проблемы, М. 1978; Демографические проблемы семьи, М. 1978; Брачность рождаемость, семья за три века, М. 1979; Демографическое развитие семьи, М. 1979; Харчев А. Т., Брак и семья в СССР, 2 изд., М. 1979; Xоменко А. П., Семья и воспроизводство населения, М. 1980; Численность и состав населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., М. 1984; Голод С. И., Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты, Л., 1984; Мurdосk G P., Social structure, N Y, 1949; Sussman M. В., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III), 1971; Aldоus J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; Household and family in past time, Camb., 1972; Demographic yearbook, 1976, 1982, N. Y., 1977-84.
А. Г. Волков, М. С. Мацковский.