Сен-Симон, Анри

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Сен-Симон, Анри

СЕН-СИМOН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760-1825), франц. социалист-утопист, граф. Гл. соч. С.-С. - ´Письма женевского обитателя´ (1802), ´Введение к научным трудам XIX века´ (1807), ´Очерк науки о человеке´ (1813- 1816), ´Катехизис промышленников´ (1823-24), ´Новое христианство´ (1825). Предложил след. периодизацию истории развития общества: дикость (первобытнообщинный строй), античное общество, феодализм, капитализм и социализм (´индустриализм´). Отыскивая универсальные законы, управляющие природой и обществом, С.-С. стремился создать философскую систему, способную помочь в построении рационального общества.

Критикуя капитализм, писал, что путь ликвидации нищеты состоит в развитии производит. сил и применении науки. С.-С. предлагал искоренить паразитич. классы, ввести всеобщую обязанность трудиться, обеспечить равные возможности для применения способностей людей, создать планомерную организацию произ-ва, где ведущая роль принадлежала бы гос-ву. Все общество С.-С. делил на два класса: зем. собственники и промышленники. К последним относились рабочие, предприниматели и интеллигенция. Руководить будущим обществом, по С.-С., будут пром. буржуазия и интеллигенция. При этом крупные промышленники возьмут на себя заботу об улучшении жизни рабочих, а распределение будет осуществляться по труду. Взгляды С.-С. содержали элементы будущей теории науч. социализма и послужили одним из его источников. С.-С. понимал, что капитализм должен уступить место более прогрессивному строю.

С. Д. Валентей.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Сен-Симон, Анри

SAINT-SIMON, Claude H.) (1760-1825) Сен-Симон, которого считают одновременно основоположником и французского социализма, и социологии, прожил замечательную жизнь. Он родился во французской аристократической семье, был капитаном французской армии, сражаясь с англичанами в Вест-Индии и Северной Америке. В ходе Великой французской революции Сен-Симон принял псевдоним Bonhomme («добрый человек»), при якобинцах был посажен в тюрьму, при Директории и позже был инициатором ряда экспериментов в области образования и центральной фигурой влиятельного салона. С 1806 г. Сен-Симон, будучи независимым ученым, жил в крайней нищете. В 1823 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, потеряв в результате глаз. Несмотря на то, что доктрины Сен-Симона отражали эксцентричный характер его частной жизни, его идеи оказали влияние на К. Маркса, а через О. Конта и Э. Дюркгейма — на социологию. Основные положения его учения заключаются в следующем: (1) история человеческого общества проходит три стадии, которым соответствуют различные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализм; (2) применяя методы научного позитивизма, можно открывать законы социального изменения и социальной организации; (3) организация современного общества и управление им должны находиться в руках ученых и промышленников, поскольку бюрократы, юристы и представители духовенства по природе своей непродуктивны и паразитичны; (4) кризис современного общества может быть разрешен путем развития новой религии, основанной на позитивизме и находящейся под контролем нового духовенства, а именно социологов. Лит.: Taylor (1975)

Источник: Социологический словарь

Сен-Симон, Анри

Saint-Simon, Comte Henri de) (1760-1825) - французский социальный теоретик эволюционизма и позитивизма, оказавший первостепенное влияние на развитие социологии как дисциплины (см. Эволюционная теория; Позитивизм). Карьера Сен-Симона была такой же иконоборческой, как и его социология. Будучи аристократом безупречного происхождения, он участвовал в Американской революции и оказался заключенным в тюрьму во время Французской революции. Впоследствии он сделал состояние на земельных спекуляциях, учредил знаменитый "салон", привлекавший интеллектуальную элиту Франции, растратил свои деньги и с 1804 г. до конца жизни жил в бедности. Этот период стал для него наиболее продуктивным в интеллектуальном смысле и был отмечен в конце сотрудничеством с Огюстом Контом.
На формирование социологии Сен-Симона оказали влияние идеи Просвещения, особенно Монтескье и Кондорсе. Его же собственные идеи воодушевляли впоследствии Конта и, стало быть, Дюркгейма, а также Маркса. Эти теоретики указывают на главные компоненты творчества Сен-Симона: позитивизм и эволюционизм, с одной стороны, и социализм - с другой.
Согласно эволюционному закону, сформулированному Сен-Симоном, общество в зависимости от типов знания прошло через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (см. закон трех стадий). Последняя совпала с появлением индустриального общества (термин, впервые внедренный самим Сен-Симоном), отличавшегося от предыдущих, во-первых, появлением отдельного, хотя многослойного класса (то есть всех занятых в индустриальном производстве); во-вторых, технологией, которая завершила борьбу общества за господство над природой; в-третьих, потенциалом для преобразования государства из инструмента только господства в инструмент просвещенного благосостояния и реформы, управляемый от имени нового индустриального класса интеллектуальной элитой, обладающей позитивным социологическим знанием.
Однако прежде, чем мог возникнуть этот доброжелательный, элитарный вариант социализма, неизбежен переходный период социальной дислокации и расстройства, поскольку эпистемологический цемент социального порядка, характерный для предыдущих эпох (религия), будет ослаблен воздействием секуляризма индустриального общества. Но позитивная, научная социология (социальная физика, как называет ее Сен-Симон) способна помочь ускорить и сгладить переход к иной позитивной стадии и обеспечить основу нового светского нравственного порядка.
Идеи Сен-Симона продолжают отражаться в социологических работах. Помимо его огромного влияния на очертания классической теории, концепции Сен-Симона (центрального значения знания для индустриального общества и необходимости совместимости технологий и форм социальной организации) заново появились в теории конвергенции и постиндустриализма (см. Постиндустриальное общество).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Сен-Симон, Анри

1760-1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик Д’Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей (Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др.), образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813-1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813-1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824), "Новое христианство" (1825).
С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом.
Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, С.-С. пришел к выводу, что законы "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества.
Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) "позитивную" - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и "промышленниками". Общество будущего, по С.-С., - это общественный идеал, воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному..."
Основной принцип "промышленной системы", согласно С.-С., - искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса "промышленников", охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцев, фабрикантов, инженеров, рабочих, торговцев и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение "по способностям"; не управлении людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового христианства", имевшей религиозную форму изложения, т.к. С.-С. считал, что "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук". Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди - братья") должны были дополнить материальные стимулы "промышленной системы" также и моральными.
Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ.
Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индустриализация", "индустриальное (промышленное) общество". Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии.
Е.М. Прилепко

Источник: Социология: энциклопедия