СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА
(1760–1825). Французский мыслитель, социолог. Обосновал идеи закономерного развития общества на основе индустриального развития, научных знаний, морали, религии, что должно привести к росту благосостояния и счастья большинства членов общества. Новое общество основано на научном планировании, сохранении частной собственности и классов, введении обязательного для всех производственного труда.
В работе “Катехизис индустриалов” отмечает, что праздные собственники (крупные землевладельцы и капиталистырантье) в обществе трудящихся будут устранены. Считал, что в промышленной системе частную собственность можно контролировать и заставить служить обществу. Постоянно подчеркивал роль организации труда, управления, планирования в интересах всего общества, в интересах трудящихся.
В русле своих технократических взглядов обосновал идею, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие управления вещами, т.е. перестанет быть политической организацией. Основные сочинения: “Письма женевского обитателя к современникам” (1802), “Очерк науки о человеке” (1813–1816), “Труд о всемирном тяготении” (1813–1822), “О промышленной системе” (1821), “Катехизис промышленников” (1823–1824), “Новое христианство” (1825).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа
(17.10.1760, Париж — 19.05.1825, там же) — франц. мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д'Аламбера, неудовлетворенный бурж. революцией, С.-С. замыслил «исправить» ее результаты с помощью научной социол. системы, призванной служить орудием создания рац. об-ва. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на обществ, явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию физиологии социальной, в к-рой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании обществ, явлений. Объясняя развитие об-ва в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религ. и научных идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под к-рой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соотв. ей формы собственности и классы. Каждая обществ, система, согласно С.-С, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Т. обр., С.-С. сделал первый шаг по пути рассмотрения обществ, явлений как различ. сторон закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у С.-С. пронизано мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ, форм к высшим по стадиям религ., метафизического, и позитивного, научного, мышления. Осн. ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С, наступила новая критическая эпоха: феодально-богословско-сословная система пришла к своему глуб. кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными и «индустриалами». Франц. революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако она уклонилась от правильного пути построения научной обществ, системы. С.-С. создает утопический план построения рац. обществ, уклада как «промышленной системы».
Путь построения нового об-ва лежит через расцвет промышл. и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие произв. сил об-ва и искоренение в нем всякого паразитизма, через введение обязательного для всех произв. труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», гос. планирование промышл. и сельскохозяйственного производства, превращение гос. власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. С.-С. не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышл. системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост обществ, богатства.
Разработанная С.-С. религ. концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышл. системы» моральными требованиями новой религии с ее лозунгом «все люди — братья». С.-С. оказал большое влияние на передовую обществ, мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. Ученики С.-С— Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.— образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религ. секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась. Учение С.-С. явилось одним из идейных источников научного социализма. Н. Е. Застенкер

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.