СЕПАРАТИЗМ
Сепаратизм
стремление людей, принадлежащих к одной и той же этнической, религиозной, расовой или иной группе, отделится от более крупного сообщества или нации.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
СЕПАРАТИЗМ
от лат. separatio - отделение) -англ. separatism; нем. Separatismus. 1. Стремление к обособлению, отделению. 2. Движение к самостоятельности нек-рой группы, организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
сепаратизм
separatism лат. separare ‘отделять’. - Политическая доктрина, выражающая стремление этнических меньшинств в многонациональных государствах к национальному обособлению, созданию самостоятельного суверенного государства или установлению национально-государственной автономии. См. изоляционизм, национальная обособленность.
Сепаратизм
separatism), создание независимой полит, единицы, представляющей конкретную этнич., религ, или иную группировку. Сепаратистами движет осознание геогр., этнич. и культурной общности. Стремление контролировать судьбу группы в полит., эконом, и культурном отношении выливается в требования независимости, что выражается в мирных протестах, политическом насилии или в националистических выступлениях. С. может привести к внутр. конфликтам, гражданской войне и интервенции. Сепаратистские настроения распространены в инд. пров. Пенджаб, в Эритрее, среди басков в Испании и Франции. В нек-рых случаях призывы к С. удовлетворяются путем перераспределения полномочий, т.е. укрепления местного самоуправления или предоставления полуавтономного статуса.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СЕПАРАТИЗМ
(фр. separatisme, от лат. separatus — отдельный) — движение за отделение той или иной части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны определенного рода автономии по национальному, языковому или религиозному принципу. С. особенно широко распространился в процессе формирования национальных государств, развития национально-освободительных движений и крушения колониальной системы. В отличие от национально-освободительного движения С. не отвечает истинным интересам народов, потребностям общественного развития, а выражает обычно своекорыстные интересы узких слоев населения, чаще всего региональных элит. Вместе с тем он может отражать стремление к отделению, обособлению, к самостоятельным действиям национальных меньшинств в многонациональных государствах, к отделению и созданию самостоятельных государств или автономных образований.
Сегодня, когда проблемы национально-освободительного движения в мире в целом уже решены, когда продолжают углубляться и расширяться глобальные и региональные процессы интеграции, С. чаще всего играет негативную роль, ибо ведет к дроблению сложившихся крупных государств. Вместе с тем и теперь нельзя только негативно оценивать любой С., без учета конкретных условий его возникновения и развития. В настоящее время сепаратистские движения имеют место в некоторых развитых странах (например, среди франко-канадцев в канадской провинции Квебек, движение басков в Испании и др.), во многих развивающихся многонациональных государствах или в странах с населением, относящимся к различным религиозным общинам — в Ираке, Турции, Индии, Афганистане, Шри-Ланке и др. странах. Эти движения имеют различную подоплеку, некоторые из них инспирируются и подогреваются извне. При этом искусственно раздуваются национальные и религиозные противоречия, а сепаратистским движениям оказывается военная и финансовая поддержка. Именно такой характер носила поддержка внешними силами сепаратистских движений в Эритрее (Эфиопия), в Пенджабе и Ассаме (Индия) и др. Поддержка С. нередко провоцировала кровопролитные войны: в Нигерии (Биафра), в Эфиопии (Эритрея), в Пакистане (Восточный Пакистан) и др.
С. сыграл свою разрушительную роль в распаде СССР, Югославии и Чехословакии. Воспользовавшись серьезными ошибками, допущенными в этих странах в экономической, социальной, политической, национальной сферах, сепаратисты развернули атаки против территориальной целостности, государственного единства. Этому способствовали стремление местных элит к власти, рост национального самосознания народов и т. п, Отдельные проявления сепаратизма имеют место и в новой России (например, Чечня). В ряде документов ООН, в частности, в Декларации о принципах международного права (1970), предусматривается, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства. В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. См,: Национал-сепаратизм, Принцип территориальной целостности государств. Территориальные споры, Сецессия.
Сегодня, когда проблемы национально-освободительного движения в мире в целом уже решены, когда продолжают углубляться и расширяться глобальные и региональные процессы интеграции, С. чаще всего играет негативную роль, ибо ведет к дроблению сложившихся крупных государств. Вместе с тем и теперь нельзя только негативно оценивать любой С., без учета конкретных условий его возникновения и развития. В настоящее время сепаратистские движения имеют место в некоторых развитых странах (например, среди франко-канадцев в канадской провинции Квебек, движение басков в Испании и др.), во многих развивающихся многонациональных государствах или в странах с населением, относящимся к различным религиозным общинам — в Ираке, Турции, Индии, Афганистане, Шри-Ланке и др. странах. Эти движения имеют различную подоплеку, некоторые из них инспирируются и подогреваются извне. При этом искусственно раздуваются национальные и религиозные противоречия, а сепаратистским движениям оказывается военная и финансовая поддержка. Именно такой характер носила поддержка внешними силами сепаратистских движений в Эритрее (Эфиопия), в Пенджабе и Ассаме (Индия) и др. Поддержка С. нередко провоцировала кровопролитные войны: в Нигерии (Биафра), в Эфиопии (Эритрея), в Пакистане (Восточный Пакистан) и др.
С. сыграл свою разрушительную роль в распаде СССР, Югославии и Чехословакии. Воспользовавшись серьезными ошибками, допущенными в этих странах в экономической, социальной, политической, национальной сферах, сепаратисты развернули атаки против территориальной целостности, государственного единства. Этому способствовали стремление местных элит к власти, рост национального самосознания народов и т. п, Отдельные проявления сепаратизма имеют место и в новой России (например, Чечня). В ряде документов ООН, в частности, в Декларации о принципах международного права (1970), предусматривается, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства. В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. См,: Национал-сепаратизм, Принцип территориальной целостности государств. Территориальные споры, Сецессия.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Сепаратизм
(лат. separatus отдельный) — идеологическая и соответствующая практическая деятельность, выражающая стремление этнических меньшинств, входящих в состав многонациональных государств, к созданию национально-государственной автономии или самостоятельного государства как субъекта международных отношений, ограничению полномочий центра. Основное содержание с. состоит в требовании суверенитета и независимости для обозначенной этнической территории в целях сохранения и развития этноса на основе национальной культуры. В качестве аргумента сепаратисты ссылаются на те или иные формы дискриминации в отношениях между этносами. С. является разновидностью межнационального конфликта, который чаще всего носит психологический характер, подогревается и используется этнической элитой для достижения своих политических амбиций. Апеллируя к народу под лозунгами якобы защиты национальных интересов и справедливости (баски в Испании, албанцы в Косово и др.), она на самом деле преследует свои узкокорыстные политические интересы. При этом игнорируются экономические и политические последствия реализации этих требований. С. требования обычно используют националистическую идеологию, не связаны с какими-либо существующими юридическими нормами, имеют воинствующий агрессивный характер, превращают отделение в самоцель, нанося ущерб интересам всех народов. С этих позиций следует рассматривать развал в 1991 г. Советского Союза, который происходил под лозунгами российских сепаратистов о благе для России избавиться от иждивенцев — национальных республик, а националисты антироссийской направленности доказывали будущее процветание их народов, отделившись от России. Что из этих зловещих замыслов получилось — хорошо известно. Ничего не выиграл ни один народ, а все они были отброшены на десятилетия назад в своем развитии, вступив в полосу общецивилизационного кризиса. Особенно показательны уроки чеченской трагедии, в результате которой погибли около 100 тыс. граждан России. Однако российским сепаратистам они не пошли впрок и многие из них, используя сценарий развала СССР, пытались применить его к самой России. Опираясь на поддержку из-за рубежа, они требовали установить «суверенитет» для регионов с русским населением (Сибирь, Дальний Восток и др.). Крайние формы с., как показала практика, обычно проявляются в тех многонациональных государственных образованиях, где сформировалось значительное число политических активистов, желающих занять ведущие места в структурах власти, перераспределить не только власть, но и материальные ресурсы в свою пользу.
В современных условиях выделяют две основные формы с.: 1) мирная политическая форма, используемая для торга с центральной властью (решение национальных проблем в Канаде, Бельгии, Югославии и др.) и 2) стремление добиться раздела страны силой оружия (тамильские сепаратисты, оранжисты в Ольстере и др.). В целом с. оценивается как опасные разрушительные идеология и политика, маскирующиеся якобы интересами народов. Иногда с. считают выступления тех или иных народов против реально существующих нарушений принципа справедливости в отношениях между этносами и нациями, ущемления их прав в результате провокационных действий центральной власти (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и др.). Подобные примеры свидетельствуют, что с. нельзя отождествлять с понятием права нации на самоопределение, которое определяется волеизъявлением всего населения данного региона, республики и т. д. Поэтому вопросы, связанные с требованием равноправия народов и защиты их суверенных прав должно оцениваться в каждом конкретном случае, исходя из социально-экономических и политических условий, имеющих место в том или ином многонациональном государстве на основе четких и недвусмысленных понятий. В современных условиях с. является глобальной и весьма острой проблемой не только из-за масштабов своего проявления, но и в силу того, что служит орудием соперничества государств на международной арене и средством геополитики. Государства, стремящиеся к мировому господству, прежде всего США, постоянно вмешиваются во внутренние дела других государств с целью использовать сепаратистские настроения части населения в своих интересах, игнорируя непредсказуемые последствия такого вмешательства (Югославия, Ирак и др.). Др филос. наук В. В. Тузов.
В современных условиях выделяют две основные формы с.: 1) мирная политическая форма, используемая для торга с центральной властью (решение национальных проблем в Канаде, Бельгии, Югославии и др.) и 2) стремление добиться раздела страны силой оружия (тамильские сепаратисты, оранжисты в Ольстере и др.). В целом с. оценивается как опасные разрушительные идеология и политика, маскирующиеся якобы интересами народов. Иногда с. считают выступления тех или иных народов против реально существующих нарушений принципа справедливости в отношениях между этносами и нациями, ущемления их прав в результате провокационных действий центральной власти (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и др.). Подобные примеры свидетельствуют, что с. нельзя отождествлять с понятием права нации на самоопределение, которое определяется волеизъявлением всего населения данного региона, республики и т. д. Поэтому вопросы, связанные с требованием равноправия народов и защиты их суверенных прав должно оцениваться в каждом конкретном случае, исходя из социально-экономических и политических условий, имеющих место в том или ином многонациональном государстве на основе четких и недвусмысленных понятий. В современных условиях с. является глобальной и весьма острой проблемой не только из-за масштабов своего проявления, но и в силу того, что служит орудием соперничества государств на международной арене и средством геополитики. Государства, стремящиеся к мировому господству, прежде всего США, постоянно вмешиваются во внутренние дела других государств с целью использовать сепаратистские настроения части населения в своих интересах, игнорируя непредсказуемые последствия такого вмешательства (Югославия, Ирак и др.). Др филос. наук В. В. Тузов.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.