(networked individualism, сеткавы індывідуалізм) — по концепции канадского социолога Барри Уэллмана (Barry Wellman), складывающаяся на современном этапе развития социального мира форма существования человеческого сообщества, представляющая собой неплотно связанную и пространственно-распределенную сеть индивидов, объединенных на основе личных взаимодействий ("person-to-person"), появление которой связано с развитием интернета и мобильных средств коммуникации. По предложенной в работе 2002 г. типологизации, в доиндустриальную эпоху развития человечества сообщества были представлены гомогенными, пространственно локальными и имеющими четкие границы группами, плотно связывающими людей на основе прямых личных коммуникаций (“door-to-door”-коммуникаций). Для членов таких сообществ — «маленьких коробочек» (“little boxes”), по метафоре Уэллмана, характерно взаимодействие внутри нескольких принадлежащих им групп — родственных, соседских, профессио нальных, — имеющих внешние границы, иерархическую организацию и обладающих общим чувством групповой солидарности. Индустриализация, развитие транспортной инфраструктуры, появление новых средств коммуникации и социальные изменения, начавшиеся в 1960-е гг., способствовали пространственному распределению традиционных групп и предоставили возможности для взаимодействия внутри них, сделав домохозяйства и рабочие группы важными центрами «сетевизации», связывающими людей и места между собой (“place-to-place”-коммуникация), а коммуникации людей — более направленными и выборочными, представленными в виде множественных сетей. Данный тип сообщества обозначается Уэллманом неологизмом «глокализованные сети» (“glocalized networks”), который обозначает сочетание глубоких локальных и широких пространственно распространяющихся интеракций. Сетевой индивидуализм выступает следующей формой существования сообщества как персонализированной сети взаимодействий индивида, «персонального сообщества» (термин вводится в других работах Уэллмана), где каждый человек использует соб ственные связи для получения информационных и материальных ресурсов, поддержки и чувства принадлежности. В отличие от концепций глобализации, сетевой индивидуализм предстает не в виде «мира как большой деревни» (М. Маклюэн), а в виде «деревни одного человека, охватывающей весь мир». Интеракции индивидов в форме сетевого индивидуализма характеризуются игнорированием текущего физического контекста, глобальным пространственным диапазоном, сильными, внешними связями, выходящими за пределы групп, и невысоким уровнем информированности о деятельности других участников. Межперсональные коммуникации, базисом которых являются индивидуальные достижения, а не приписанные от рождения социальные свойства, характеризуются необходимостью самостоятельной поддержки связей, их непредсказуемым, случайным характером, недолгой продолжительностью отношений, ведущей к новым формам семейной жизни, однако и возможностью их «перезапуска». Положение индивида во множественных, самостоятельно выбираемых им социальных сетях определяется не иерархией, а индивидуальным сетевым статусом, а чувства высокой солидарности, коллективной идентификации, лояльности и приверженности группе уступают место автономности индивида, слабой групповой лояльности и приверженности. Происходящие изменения затрагивают как личную, так и рабочую сферу жизни людей — основанные на информации виды деятельности также переходят в форму сетевого индивидуализма, от традиционных организационных структур к сетевым и виртуальным организациям. Понимание сообщества в виде социальной сети индивида, персонального сообщества, позволяет рассматривать сообщества социально, а не пространственно, как основанные на общем интересе, а не на территориальной или родовой принадлежности. Этот взгляд был важен для решения широко обсуждавшегося «вопроса о сообществе», т. к. отверг тезис о «потере сообщества» и позволил говорить о возможности их создания в интернете, поскольку в модели сетевого индивидуализма именно компьютерные технологии имеют особое значение для поддержки ролевых и персональных отношений. Важно отметить, что выделенные Уэллманом формы являются некоторыми идеальными моделями, поэтому в социальной жизни встречаются не в виде «чистых» форм, а их гибридов. Понятие сетевого индивидуализма используется также М. Кастельсом, который обозначает им социальную структуру, ос нованную на онлайн- и офлайн- связях индивидов. В обыденном значении понятие часто используется для обозначения феномена использования интернета для получения социальной поддержки.
Литература Wellman В. Little Boxes, Glocalization, and Networked Individualism / in: Digital Cities II: Computational and Sociological Approaches Lecture Notes in Computer Science Volume 2362, 2002, pp. 10-25. Chua V., Madey J., Wellman B. Personal communities: World according to me / In: Scott J. G., Carrington P.J. (eds.). The SAGE Handbook of social network analysis. SAGE Publications, 2011. pp. 101-116. Wellman B. The Community Question: The Intimate Networks of East Yorkers // The American Journal of Sociology, Vol. 84, No. 5. (Mar., 1979), pp. 1201-1231. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева nод ред. В. Харитонова – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. Д. Мальцева
Сетевой индивидуализм
Сетевой индивидуализм
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016