shanah, араб. — букв, надлежащий путь), свод правовых норм, принципов и правил, провозглашенных исламом, вечный и неизменный плод божест322 венных установлений. Ш. — это образ жизни, предписанный мусульманам Кораном, хадисами и религ. авторитетами. Осн. проблемы Ш. разрабатываются фикхом — теорией мусульм. права, созданной четырьмя ортодоксальными школами суннитского ислама, имамом Джафаром ас-Садиком (ок. 700—765 гг.), а также имамами шиитского толка. Иногда Ш. прямо отождествляется с фикхом. Хотя Ш. не имеет кодификации, подобной законодат. системам Запада, его кн. во мн. выполняют роль сборников законов. Нормативные решения, основанные на фикхе и называемые фетвой, выносятся муфтиями — высшими религ. авторитетами, наделенными этим правом. Правила Ш., к-рый считается богооткровенным свящ. законом, можно разделить на две осн. части: обязанности по отношению к Богу, суммированные в Пяти столпах ислама, и обязанности по отношению к ближним, включая уголовное, торг, и семейное право. В религ. отношении все человеческие действия классифицируются на обязательные (в этой области упущение наказуемо), заслуживающие похвалы, безразл., достойные порицания и запретные (грех). Каждая школа права выделяет разные виды действия сообразно процедурным потребностям. С давних времен мусульм. правители дополняли Ш. светскими законами, основанными на обычном праве и отражавшими текущие полит, события. Начавшиеся с 19 в. европеизация и колонизация привели к введению во мн. исламских странах зап. гражд., торг, и уголовного кодексов — напр., в 1850 г. в Османской империи был принят основанный на франц. законодательстве торг, кодекс, реализация к-рого потребовала новой судебной системы. К сер. 20 в. в большинстве стран с преобладающим или частично мусульм. нас. Ш. применялся только в области семейных отношений, а шариатские суды были формально упразднены и установлена единая система судопроиз-ва. Тем не менее лишь в Турции, Албании и быв. советских республиках с преобладающим мусульм. нас. Ш. удалось полностью упразднить. Мн. мусульм. страны сохранили смешанную систему законодательства. Напр., составленный в 1949 г. в Египте гражд. кодекс, сочетающий ислам, право и зап. законодательство, впоследствии приняли Сирия и Ливия. В Иране и Саудовской Аравии Ш. лежит в основе офиц. законодательства и спец. религ. учреждения следят за точным исполнением законов во всех областях. Вопрос о повторном, полном или частичном введении Ш. (как напр., в Иране и Судане) является весьма насущным для мн. мусульм. стран и нередко вызывает горячие споры между исламскими фундаменталистами (исламский фундаментализм) и ислам, модернистами (исламский модернизм). Пакистан в 1991 г. объявил о планах утверждения Ш. как высшего закона страны, а в Алжире в нач. 1992 г. власти запретили прошариатский Исламский фронт спасения. Победа в фев. 2000 г. на выборах в Иране сторонников президента Хатами может повлечь за собой либерализацию об-ва.
0.00 байт
ЗА ПУТИНА И ЗА ШАРИАТ. ДАГЕСТАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ О РОССИИ И ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. (РЕФЕРАТ)
Данная работа представляет собою реферат книги И. Калишевской, посвященной изучению социальной ситуации в Дагестане, отношения разных слоев населения к религии и к властным структурам.