ШЕЛЬСКИ ХЕЛЬМУТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШЕЛЬСКИ ХЕЛЬМУТ

1912-1984) - немецкий социолог, представитель биологически фундированной антропологической ориентации в философии и социологии, исследователь социологии культуры и общественных институтов.
Ш. спланировал и организовал в Билефельде университет с кафедрой социологии (1966-1968), ставший ныне крупнейшим социологическим центром в Германии. Признавая влияние американской эмпирической социологии, Ш. одновременно подчеркивал, что над эмпирическими исследованиями надстраивается общая социологическая теория, а над ней - "критическая теория социального", позволяющая понять и интерпретировать состояние сознания немецкого общества в конкретных условиях социальной реальности. В конце 1970-х Ш. пришел к пониманию необходимости развивать не только социологию, но и социальное познание в сторону "поведения и существования самого человека", включая критическую рефлексию субъекта, его нравственные качества, его деятельность по созданию и поддержанию социальных институтов.
Г.Н. Соколова

Источник: Социология: энциклопедия

ШЕЛЬСКИ Хельмут
(14.10.1912, Хемниц - 24.02. 1984, Мюнстер) — нем. (ФРГ) социолог, представитель антропологического направления в социологии. Ученик Гелена. Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском ун-те (с 1960), одновременно руководил Центром социальных исследований в Дортмунде. В 1966—1968 гг. спланировал и организовал ун-т тв Билефельде и преподавал там с 1968 г. В 1973 г. перевел руководимую им кафедру социологии права в Мюнстер. Ш. эволюционировал от традиций нем. идеализма (националистическое неофихтеанство) через политическую философию англ. эмпиризма и амер. прагматизма к биологически фундированной филос. антропологии и антропологической социологии культуры и социальных ин-тов, а в политическом отношении — от умеренного либерализма (в послевоенные годы) к неоконсерватизму, одним из главных представителей к-рого в ФРГ был он. Преимущественная область исследований Ш.— социальные ин-ты. Они возникают для удовлетворения потребностей — сначала «базовых», «витальных», а на основе их удовлетворения — производных, культурных (тут явно влияние Малиновского). Ин-ты все более высоких ступеней не только освобождают людей от актуальных забот по удовлетворению потребностей, но и от актуального сознания потребности, удовлетворение к-рой становится само собой разумеющимся, фоном возникновения новых потребностей.
Одновременно ин-ты взаимно разгружают друг друга от исполнения каждым всех наличных потребностей. Одна из важнейших черт совр. эпохи — надстраивание над идеологиями и программами ин-тов «дополнительного верхнего слоя критически-аналитических потребностей сознания» [2, 47], исполнение к-рых требует постоянно мерять «тривиальную стабильность» ин-та меркой собственно институционального нормативного идеала («призыв наверх»). Критически- рефлектирующее отношение к ин-ту самим же ин-том и порождается, и вводится в институциональные рамки (стереотипизация индивидуальных проявлений, «институционализация постоянной рефлексии»). Баланс между притязаниями субъективности и стабильностью ин-тов нарушает, по Ш., «элита рефлексии», «интеллектуалы», выступающие как новый господствующий класс и новый клир. Они выполняют необходимую антропологическую функцию, давая людям смысложизненные ориентации, но не удовлетворяются деятельностью служения, а претендуют на господство. При этом подрывается и стабильность ин-тов (т. к. преувеличивается степень институциональной зависимости людей) и субъективная свобода (т. к. вместо индивидуального самоопределения люди понуждаются к слепой вере пророкам нового, «революционного» спасения). Единственный политический механизм, способный подлинно опосредовать субъективную свободу и институциональное принуждение, вызванное объективной необходимостью,— это право. Критика «интеллектуалов» тесно связана у позднего Ш. с критикой социологии, видящей в индивиде не самоопределяющегося субъекта, а момент социального целого, к-рое только и явл. единственной вменяемой инстанцией опеки, вины и ответственности. С годами Ш. отходит от профессиональной социологии, обращаясь к широким интердисциплинарным исследованиям, политической публицистике и т. д. Одновременно переосмысливает структуру и обоснование социологии. В конце 50-х гг. Ш. писал о том, что над эмпирическими исследованиями надстраивается общая социол. теория, обобщающая их в аналитической системе категорий, а над ней — «трансцендентальная теория», «критическая теория социального», осмысляющая условия социол. мышления в связи с условиями социальной действительности как таковой. В конце 70-х гг. Ш. считает необходимым трансцендировать не только социологию, но и научное познание вообще в сторону «поведения и существования самого человека», куда включается и критическая рефлексия субъекта, и его совесть, и деятельность по созданию и поддержанию ин-тов, и добросовестная работа. Ш. создал одну из крупнейших социол. школ в ФРГ. Среди его учеников — ряд весьма влиятельных ныне социологов.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.