СХЕМА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СХЕМА
от греч schema - набросок, очертание, описание) - англ. scheme; нем. Schema. 1. Чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение; связь частей ч.-л. 2. Изображение или описание в общих, основных чертах; предварительный набросок, план. 3. Абстрактное, упрощенное изображение ч.-л.; общая готовая формула.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

схема
schema — лат. schēma греч. skhēma ‘форма, очертание, шаблон, план’ — термин американских ученых Р. Шенка и Р. абельсона (Roger Schank & Robert P. Abelson, 1977); восходит к идеям швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже (1998) (J. Piaget) и британского психолога Ф. Бартлета (Frederic C. Bartlett, 1932), которые, в свою очередь, обращались к философским идеям И. Канта (Immanuel Kant) Культурно детерминированная ментальная структура, организующая наш опыт и наши знания о мире. В когнитивной психологии структуры, упорядочивающие поток входящей и исходящей информации. В силу реконструирующей способности памяти схемы могут добавлять информацию к уже имеющейся, согласующуюся со схемой, тем самым усиливая ее. С другой стороны, схемы являются устойчивыми к изменению. недостатками схемы являются нарушение нашего восприятия с целью соответствия своей схеме; влияние схемы на представления о других людях; намеренные попытки подтверждения своих схем; предопределение поведения других, что увеличивает сопротивляемость схемы изменениям. Cм. скрипт, сценарий, фрейм.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

СХЕМА
знаковая форма представления и отображения содержания мышления или объективного содержания. Простейшая С. задается в виде взаимосвязи, где второй элемент (знак) по определенным законам (посредством отношения значения) замещает или изображает первый (означаемое). Простейшая С. представляет собой атомарный простой знак, который визуализирован (или доступен другим органам чувств), а первый предполагается (реконструируется, воображается и т.д.) через отношение значения. Развернутой С. становится, когда второй элемент выражен группой знаков, связанных между собой по определенным правилам. Дальнейшее усложнение С. встречается тогда, когда в качестве означаемого выступают не объекты действительности или непосредственно содержание мышления, а означаемое присутствует в С. уже в виде С. или знакового комплекса. Так уравнения волновых процессов могут выступать развернутой С. такого объекта как свет, но это будет упрощенная С., поскольку не учитывает корпускулярных описаний света. Значит при построении теории света приходится прибегать к сложной С., где свет, как объективное содержание означаемого в С., присутствует опосредованно, как элемент двух разных знаковых комплексов, связанных между собой принципом дополнительности. Схематизация в мышлении в определенном смысле противостоит языковому мышлению, по крайней мере мышлению с помощью естественного языка. К схематизации прибегают в тех случаях, когда знаковых и символических средств естественного языка недостаточно для замещения содержания мысли, и приходится изобретать искусственные знаки или даже языки. Отношение значения раскладывается на две составляющих: от знака к означаемому - отношение номинации, от означаемого к знаку - отношение референции. Или, иначе, всякому знаку должна соответствовать некоторая организованность содержания мышления (объект), всякий объект может иметь своего референта в мире знаков (знак или С.). Между номинацией и референцией нет изоморфизма, они не взаимообратимы. Именно поэтому возможны заблуждения и ложь. (Ничто не мешает на клетке со слоном написать - буйвол.) Всякому означаемому (объективному содержанию мышления) может быть поставлено в соответствие произвольное число референтов-знаков. Так же и любой знак может быть использован для номинации произвольного множества объектов. Поэтому схематизация возможна только в рамках онтологической критики, контролирующей обоснованность отношений номинации и референции между означаемым и знаком. Правила, по которым из знаков строится собственно С. (семиотические техники, синтаксис, синтагма) представляют собой самостоятельную область исследования и проектирования. Мы оперируем в мышлении знаками и знаковыми формами с допущением, что эти операции так же соответствуют отношениям между частями и элементами в содержании мысли, как сами элементы содержания соответствуют референтным им простым знакам. Оперирование со С. и семиотические техники возможны только в рамках эпистемологической критики, контролирующей правомерность допущений о соответствии отношений межу знаками отношениям в мире объектов.
С. пользовались всегда, но только в 20 в. они стали предметом рефлексии и исследовательского интереса. Наибольший интерес к С. проявляет СМД (системно-мыследеятельностная) методология, в которой им придают особое значение. СМД-методология в первую очередь выделяет два типа С.: объектно-онтологические С. (изображения объектов деятельности и мышления), и организационно-деятельностные (представления самой деятельности и мышления). Типы С. определяются не самой знаковой формой, а характером деятельности со С. С. выступает как объектно-онтологическая, если мы читаем ее как изображение объекта, но она же становится организационно-деятельностной, если мы усматриваем в ней руководство или программу действий, трактуем и понимаем элементы схемы как цели или принципы деятельности, как законы или предписания при работе с объектом. Методология и критика требуют различения С. и знания. С. не представляет собой эксплицированного знания объекта или знания об объекте, который мыслится как означаемое в С.
С. выступает средством экспликации знания. В С. присутствует только функциональное место объекта, знание рассматривается как наполнение этого функционального места. Причем в С. может быть введено функциональное место для самого знания. Использование в С. различных функциональных мест для объектов и знаний позволяет схематизировать как объекты деятельности и мышления, так и саму деятельность и мышление. Таким образом знание эксплицируется в схематизации по разному: 1. Как наполнение функциональных мест, специально вводимых в С. для изображения знания. 2. Как наполнение всех функциональных мест и знаков на С. в отношениях значения (если каждый знак что-то значит/означает, то содержанием этого значения/означения выступает не что иное, как знание). Различение в С. и в каждом отдельном элементе (знаке) схемы функционального места и наполнения этого места содержанием (значением) делает С. не только средством экспликации знания, но и средством познания. В качестве содержания (значения) в С. может быть эксплицировано знание о незнании ("ученое незнание" Николая Кузанского), что направляет и программирует познание. Назначение С. (способность или свойство ей присущее) для экспликации знания используется в практике СМД-методологии для организации мыследеятельности (коллективной мыследеятельности) и организационно-деятель-ностных игр. С. в этой практике - не инструмент объяснения или обучения, а средство экспликации знаний всех участников мыследеятельности. С. в мыследеятельности вводится как принципиально пустое функциональное место или система функциональных мест, как вызов и предложение наполнять эти функциональные места тем содержанием, которым располагает весь коллектив, принимающий в этом участие. Рефлексия и критика как рамки существования С. контролируют функциональность и содержательность наполнения, уместность привлекаемых знаний и значений в каждом конкретном случае.
В.В. Мацкевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Схема концептуализации социологического исследования

Каныгин Г.В., Габдуллин А.И.
Эмпирическое социологическое исследование рассматривается в статье как процесс концептуализации, выполняемый его участниками на основе данных и приводящий к формулированию результатов исследования.
Читать PDF
101.44 кб

Схема анализа официальных реестров объектов культурного наследия регионов Российской Федерации

Любичанковский Алексей Валентинович
Статья содержит схему анализа реестра объектов культурного наследия региона, в которой основными элементами являются: выявление ценностной ориентации, лежащей в основе реестра, его полнота, классификация объектов по историческим э
Читать PDF
1.92 мб

Туристская схема-антинавигатор: «Чтобы легко и интересно заблудиться, а потом быстро и увлекательно

Олег Афанасьев
В Калининграде не так давно появилась уникальная для России серия туристских карт-путеводителей, отличающихся необычным форматом организации и представления информации.
Читать PDF
2.74 мб

Альтернативная схема лечения генитального эндометриоза

Пестрикова Т. Ю., Пивкина О. А.
Читать PDF
340.83 кб

Структурная схема подсистемы анализа гемореологических показателей

Максюта Н. В., Поворознюк А. И., Будянская Э. Н.
Читать PDF
198.83 кб

«Последовательная» схема лечения H. pylori инфекции в педиатрической практике

Ахмадеева Э. Н., Нижевич А. А., Кучина Е. С., Сатаев В. У., Билалов Ф. С.
Читать PDF
167.99 кб

Новая экспериментальная схема лечения опухолей на основе фотодинамической терапии

Щербатюк Т.Г., Плеханова Е.С., Чернигина И.А., Терентюк Г.С., Бучарская А.Б.
Читать PDF
1.92 мб

Туристская схема-антинавигатор: «Чтобы легко и интересно заблудиться, а потом быстро и увлекательно

Олег Афанасьев
В Калининграде не так давно появилась уникальная для России серия туристских карт-путеводителей, отличающихся необычным форматом организации и представления информации.
Читать PDF
503.96 кб

Метафора «фигуры и фона» как познавательная схема для анализа кинематографической реальности

Якимов Андрей Евгеньевич
Цели данной статьи: рассмотрение специфики кинематографической реальности, по аналогии с понятием «художественная реальность», а также попытка сформировать познавательную схему для анализа кинореальности.
Читать PDF
856.41 кб

Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения с

Мясников Юрий Николаевич
В статье рассмотрены обусловленные предшествующими этапами поиска парадигм моделирования и проектирования газет и журналов (композиционно-графического и комплексного) функционально-матричный подход (матричный модуль), интегрирующи
Читать PDF
104.91 кб

Схема комплексного лечения и профилактики хронического катарального гингивита

Коростелев А. А., Те Е. А., Киселева Е. А.
Читать PDF
890.18 кб

Современная схема вскармливания детей первого года жизни - противоречия и проблемы. Искусственное вс

Лебедев Анатолий Григорьевич

Похожие термины:

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СХЕМА

    схема проведения эксперимента , организующая распределение испытуемых по различным уровням независимой переменной . Есть две основные возможности такого распределения: а) распределять нескольк
  • Эмпирическая схема объекта исследования

    ЭСОИ) - описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление в
  • Когнитивная схема

    одно из основных понятий когнитивных теорий, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которой объясняется переживани
  • КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА

    структурно-динамич. визированная модель соц. конфликта как рез-т теоретич. реконструкции явления на основе методологич. принципов отечественной социологии и психологии. К.с.к.с. отражает системны
  • Таксономическая схема

    в систематике классификационная схема отношений между систематическими группами (таксонами) разного порядка (видами, родами и т.п.). По идее такая схема должна учитывать генетические и эволюционн
  • Схема телосложения

    см. Конституция.
  • Схема тела

    может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы – образы б
  • Схема материального поощрения

    материальное стимулирование работников - совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективны