(Shils Е.) (род. в 1911 г.) – американский социолог-теоретик, работавший в основном на уровне макросоциологической теории. Был подвержен влиянию, с одной стороны, идей М. Вебера, а с другой — зрелого структурного функционализма в версии Т. Парсонса. Разделял представление о социальных системах как равновесных системах.
Одна из его основных идей: общество — есть результат взаимодействия центра и периферии. Тип их взаимодействия определяет тип общества, а также тип культуры. Культура — это основной интегрирующий фактор в социуме. Через эту призму рассматриваются многие процессы в обществе, в том числе те, которые связаны с организацией.
В рамках организационной проблематики исследовал проблемы власти, авторитета, легитимности, типов господства, харизмы и др. По его мнению, основным фактором, предопределяющим создание и сохранение общества и любого социума, является центральная власть. В патриархальных (или восточных) обществах харизма располагается в центре, а для современных обществ характерно ее более широкое распределение. Легитимность, власть и авторитет основываются на вере. Для нормального функционирования социума необходимо включение центральную культуру элементов культуры периферии. Нарушение этого условия ведет к дезинтеграции системы социальным конфликтам. Социальн система рассматривается как систем способная к самопроизвольному восстановлению равновесия. Оказал определенное влияние на формирование школы социальных систем в социологии организации.
ШИЛЗ Эдвард
ШИЛЗ ЭДВАРД
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000
ШИЛЗ Эдвард
(р. 1911) - амер. социолог, представитель структурного функционализма, сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. Разрабатывал вместе с Парсонсом основы структурно-функционального анализа в работе «К общей теории действия» (1951). Каждое общество, по мнению Ш., состоит из центра и периферии, от взаимоотношения которых зависит тип общества. Ш. выделил и исследовал несколько типов взаимосвязи между ними и, соответственно, несколько типов общества. Основными факторами, создающими и сохраняющими общество, является, с точки зрения LLL, центральная власть, согласие и территориальная целостность. Для эффективного функционирования общества центральная культурная система должна включать продукты культуры, положительно ориентированные к центральной институциональной системе. В случае расхождения между ними центральная институциональная система утрачивает свою законность, что ведет к социальному конфликту и нарушению социального порядка. Ш. - один из авторов концепции деидеологизации социальной науки, выдвинул лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки. В работе «Интеллигенция и общество» (1972) Ш. исследовал социальные группы современного общества, в особенности производящие «интеллектуальную продукцию», состав интеллектуальных групп, их становление, развитие и роль интеллектуалов в обществе.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ШИЛЗ Эдвард
(р. 1911) — амер. социолог функционалистского направления. Вместе с Парсонсом разрабатывал основы структурно-функционального анализа. Значит, вклад Ш. внес в научную разработку макросоциологической теории, проблем дефиниции об-ва. Каждое об-во, по мн. Ш., состоит из центра и периферии, от взаимоотношения к-рых зависит тип об-ва. Ш. выделил и исследовал несколько Школа «интеллектуальной» истории типов взаимосвязи между ними и соответственно несколько типов об-ва. Совр. об-во, с его т. зр., в отличие от предшествовавших и вост. об-в, где харизма чаще всего располагалась в центре, характеризуется более широким ее распределением. Осн. факторами, создающими и сохраняющими об-во, явл., с т. зр. Ш., центральная власть, согласие и территориальная целостность. Особое внимание, как интегрирующему фактору, Ш. придавал культуре, выделяя в об-ве главную (центральную) культуру и вариантные культуры. Для эффектного функционирования об-ва центральная культурная система должна включать продукты культуры, положительно ориентированные к центральной институциональной системе. В случае расхождения между ними центральная институциональная система утрачивает свою законность, что ведет к социальному конфликту и нарушению социального порядка. Ш.— сторонник концепции равновесия, в соответствии с к-рой об-во рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. Ш. явл. пионером исследований социол. теорий.
Он подчеркивает важность изучения социол. традиций, истории социологии для формирования совр. воззрений на об-во. В сфере научных интересов Ш. находятся также социальные группы совр. капиталистического об-ва, в т. ч. интеллектуальные группы и ин-ты, производящие «интеллектуальную продукцию». Ш. первым предложил исследовать метрополии и провинции в связи с различ. положением, составом интеллектуальных групп; проследил становление, развитие, роль и место интеллектуалов как в развитых капиталистических странах США, Великобритании и др., так и в странах «третьего мира».
Его работа в этой области оказала заметное влияние на дальнейшее исследование интеллектуальных элит в зап. социологии. Ш.— один из авторов концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки.
Он подчеркивает важность изучения социол. традиций, истории социологии для формирования совр. воззрений на об-во. В сфере научных интересов Ш. находятся также социальные группы совр. капиталистического об-ва, в т. ч. интеллектуальные группы и ин-ты, производящие «интеллектуальную продукцию». Ш. первым предложил исследовать метрополии и провинции в связи с различ. положением, составом интеллектуальных групп; проследил становление, развитие, роль и место интеллектуалов как в развитых капиталистических странах США, Великобритании и др., так и в странах «третьего мира».
Его работа в этой области оказала заметное влияние на дальнейшее исследование интеллектуальных элит в зап. социологии. Ш.— один из авторов концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки.