ШИЛЗ Эдвард

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШИЛЗ ЭДВАРД
(Shils Е.) (род. в 1911 г.) – американский социолог-теоретик, работавший в основном на уровне макросоциологической теории. Был подвержен влиянию, с одной стороны, идей М. Вебера, а с другой — зрелого структурного функционализма в версии Т. Парсонса. Разделял представление о социальных системах как равновесных системах.
Одна из его основных идей: общество — есть результат взаимодействия центра и периферии. Тип их взаимодействия определяет тип общества, а также тип культуры. Культура — это основной интегрирующий фактор в социуме. Через эту призму рассматриваются многие процессы в обществе, в том числе те, которые связаны с организацией.
В рамках организационной проблематики исследовал проблемы власти, авторитета, легитимности, типов господства, харизмы и др. По его мнению, основным фактором, предопределяющим создание и сохранение общества и любого социума, является центральная власть. В патриархальных (или восточных) обществах харизма располагается в центре, а для современных обществ характерно ее более широкое распределение. Легитимность, власть и авторитет основываются на вере. Для нормального функционирования социума необходимо включение центральную культуру элементов культуры периферии. Нарушение этого условия ведет к дезинтеграции системы социальным конфликтам. Социальн система рассматривается как систем способная к самопроизвольному восстановлению равновесия. Оказал определенное влияние на формирование школы социальных систем в социологии организации.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

ШИЛЗ Эдвард
(р. 1911) - амер. социолог, представитель структурного функционализма, сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. Разрабатывал вместе с Парсонсом основы структурно-функционального анализа в работе «К общей теории действия» (1951). Каждое общество, по мнению Ш., состоит из центра и периферии, от взаимоотношения которых зависит тип общества. Ш. выделил и исследовал несколько типов взаимосвязи между ними и, соответственно, несколько типов общества. Основными факторами, создающими и сохраняющими общество, является, с точки зрения LLL, центральная власть, согласие и территориальная целостность. Для эффективного функционирования общества центральная культурная система должна включать продукты культуры, положительно ориентированные к центральной институциональной системе. В случае расхождения между ними центральная институциональная система утрачивает свою законность, что ведет к социальному конфликту и нарушению социального порядка. Ш. - один из авторов концепции деидеологизации социальной науки, выдвинул лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки. В работе «Интеллигенция и общество» (1972) Ш. исследовал социальные группы современного общества, в особенности производящие «интеллектуальную продукцию», состав интеллектуальных групп, их становление, развитие и роль интеллектуалов в обществе.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ШИЛЗ Эдвард
(р. 1911) — амер. социолог функционалистского направления. Вместе с Парсонсом разрабатывал основы структурно-функционального анализа. Значит, вклад Ш. внес в научную разработку макросоциологической теории, проблем дефиниции об-ва. Каждое об-во, по мн. Ш., состоит из центра и периферии, от взаимоотношения к-рых зависит тип об-ва. Ш. выделил и исследовал несколько Школа «интеллектуальной» истории типов взаимосвязи между ними и соответственно несколько типов об-ва. Совр. об-во, с его т. зр., в отличие от предшествовавших и вост. об-в, где харизма чаще всего располагалась в центре, характеризуется более широким ее распределением. Осн. факторами, создающими и сохраняющими об-во, явл., с т. зр. Ш., центральная власть, согласие и территориальная целостность. Особое внимание, как интегрирующему фактору, Ш. придавал культуре, выделяя в об-ве главную (центральную) культуру и вариантные культуры. Для эффектного функционирования об-ва центральная культурная система должна включать продукты культуры, положительно ориентированные к центральной институциональной системе. В случае расхождения между ними центральная институциональная система утрачивает свою законность, что ведет к социальному конфликту и нарушению социального порядка. Ш.— сторонник концепции равновесия, в соответствии с к-рой об-во рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. Ш. явл. пионером исследований социол. теорий.
Он подчеркивает важность изучения социол. традиций, истории социологии для формирования совр. воззрений на об-во. В сфере научных интересов Ш. находятся также социальные группы совр. капиталистического об-ва, в т. ч. интеллектуальные группы и ин-ты, производящие «интеллектуальную продукцию». Ш. первым предложил исследовать метрополии и провинции в связи с различ. положением, составом интеллектуальных групп; проследил становление, развитие, роль и место интеллектуалов как в развитых капиталистических странах США, Великобритании и др., так и в странах «третьего мира».
Его работа в этой области оказала заметное влияние на дальнейшее исследование интеллектуальных элит в зап. социологии. Ш.— один из авторов концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.



Похожие термины:

  • ШИЛЗ Эдвард Алберт

    1911) - амер. социолог. В социологии Ш. сторонник концепции равновесия, в соответствии с к-рой об-во рассматривается как система, восстанавливающая "соц. порядок" в условиях нарушения его равновесия. Ш.