(Shirky Clay, Шыркі Клэй) (р. 1964) — американский журналист, эксперт в области социальных аспектов развития интернет-технологий, преподает в университете Нью-Йорка, колумнист изданий The New York Times, The Wall Street Journal, Wired. Ширки изучал искусство в Йельском университете, затем переехал в Нью-Йорк, где работал в сфере театра. Одновременно участвовал в работе местного отделения Фонда электронных рубежей (см.: Барлоу). Ширки стал знаменитым в 2008 г. с выходом книги «А вот и все: сила организации без организаций». В этой книге Ширки рассматривает динамику процесса самоорганизации и краудсорсинга в условиях широкой доступности интернета. Причину распространения краудсорсинга Ширки видит как «удачное смешение правдоподобного обещания, эффективного инструмента и приемлемой сделки с пользователями», что согласуется с теорией использования и вознаграждения (см.: массовой коммуникации теории). На примере платформ для создания блогов (Wordpress) и для сотрудничества онлайн («Википедия») автор показывает новые возможности групповых действий. Основываясь на теореме Коуза, Ширки утверждает, что благодаря подобным социальным платформам становится возможным осуществлять проекты, стоимость которых изначально превышает пользу в условиях прежних институтов. «Массовое любительство», порождаемое интернет-сервисами текстовых и фотоблогов, приводит к пересмотру содержания таких профессий, как журналист или фотограф, а также смещению функций массмедиа как привратника. Процесс трансформации организации представлен Ширки в четырех стадиях: 1) пользователи объединяются в сообщества и затем делятся информацией (см.: тэггинг); 2) разговор, когда пользователи объединяются с целью узнать больше о какой-то теме; 3) сотрудничество, т. е. создание группы для достижения группой конкретной цели; 4) коллективное действие — согласно Ширки, в основном, стадия будущего (см.: Леви). Ширки — автор теории когнитивного излишка, изложенной им в книге 2010 г. «Когнитивный излишек: креативность и щедрость в эпоху связанности». Апеллируя к концепции просьюмеризма (см.: краудсорсинг), автор утверждает, что стремление к творчеству в противовес потреблению приводит пользователей к новым формам сотрудничества онлайн, простейшим проявлением которых являются мемы. В качестве общественно значимых примеров Ширки приводит электронную сеть путешественников CouchSurfing, форум покупателей на eBay, добровольную программу оповещения о землетрясениях и др., что соответствует идее «коллективного интеллекта» (см.: Леви). В 2011 г. на страницах журнала Wired велась дискуссия Ширки с Евгением Морозовым по поводу роли электронных социальных сетей для демократизации во всем мире. На основе своих работ Ширки отстаивал позицию, что электронные социальные сети (Facebook, Twitter и др.), на примере «арабской весны», помогают гражданам объединяться в борьбе против недемократических режимов. Ширки широко выступает в прессе как популяризатор новых медиа и противник цензуры в интернете.
Литература Ширки К. Включи мозги: Свободное время в эпоху интернета. М.: Карьера Пресс, 2012. Ширки К. Когнитивный излишек способен изменить мир. 2010. URL: http: // www.ted.com / talks / clay_shirky_how_cognitive_surplus_ will_change_the_world?language=ru (дата обращения: 01.03.2015). А. Широканова
Ширки Клэй
Ширки Клэй
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016