ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ В ГЕРМАНИИ

Найдено 1 определение
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ В ГЕРМАНИИ
Направление политической мысли Германии ХVII–ХVIII вв., представленное именами С. Пуфендорфа (1632–1694), Х. Томазия (1655–1728), Х. Вольфа (1679–1754) и др. В оценке государства представители Ш. е. – п. исходили из его определения как продукта сознательной деятельности человека. Большинство мыслителей природу человека полагали социально-общительной (лишь С. Пуфендорф допускал в человеке и природно-эгоистическую компоненту) Кроме того, Х. Вольф целью человеческого существования считал стремление к совершенствованию, что достигается именно разумом (всесторонний рационализм, ставка на образование и воспитание, рационально-философская отстраненность от проблем теологии и религии позволяют отнести этонаправление к первому этапу немецкого Просвещения) Ш. е. – п. сближала естественное право с моралью, тогда как нормы последней сознательно отличались от санкций права установленного (государственного) в том, что право создано в государстве людьми и подкреплено авторитарным принуждением с его стороны; тогда как право естественное никем не вводится и существует от природы. Государство возникает благодаря заключению ряда договоров (у С. Пуфендорфа: договоры между людьми об объединении и выборе формы правления, между людьми и правителем о правах и обязанностях тех и других; у Х. Томазия: об объединении и назначении правителя) Государством действие естественных законов не отменяется; более того, государственное право является продолжением естественного (а потому ни одно правительство не вправе посягать на естественные права и свободы подданных) Цель государства – общественная безопасность и благо, действия же граждан, не нарушающие их, правительству не подотчетны (впрочем, Х. Вольф допускал и патерналистско-полицейское регламентирование жизнедеятельности подданных) Политическая свобода в государстве состоит в соблюдении обязанностей (государственных законов) так, как это предусмотрено требованиями естественного права и общественного договора. В соответствии с просветительской традицией наилучшей формой правления объявлялся просвещенный абсолютизм, а средством – воспитание и образование в монархе гражданственности и умения управлять. В случае, если монарх допускает действия, выходящие за рамки заключенного договора, подданные вправе оказывать пассивное неповиновение (например, в виде неуплаты налогов) В соответствии с трактовкой договора и естественного права Х. Вольф оправдывает крепостничество, ибо это такое же добровольное самоограничение свободы, как и при учреждении государства. Недостатки абсолютизма нивелируются наличием при монархе сословно-представительного органа с совещательным статусом. Представители Ш. е. – п. выступали за государственную веротерпимость, а их взгляды оказали влияние на становление в Европе государств просвещенного абсолютизма (Пруссия Фридриха II, Россия Екатерины II) Некоторые их идеи во многом шли вразрез с общепринятыми (Х. Вольф о труде как первейшей обязанности человека; Х. Томазий об идеальном общественном строе, основанном на общности имущества и длительном процессе духовного совершенствования человечества)

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.