ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
англ. Intellectual History, School; нем. Schule der intellektuellen Geschichte. Школа (П. Миллер, Дж. Хайам, К Брин-тон, Р. Стромберг, Р. Дарнтон, Д. Хол-линджер, А. Вэйси, Д. Росс, Дж. Вуд), ориентирующаяся на изучение соц.-экон., философских, научных, религиозных и др. идей, играющих ключевую роль в процессе познания; исследует абстрактно-теоретические системы, в к-рых философски осмысливаются соц. реальности и коллективные ментальности (уровень формальных систем мыслей), осуществляя функцию междисциплинарного анализа в общественных науках.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ШКОЛА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ" ИСТОРИИ
школа, ориентирующаяся на изучение социально-экономических, филос. научных, религ. и др. идей, игравших или играющих ключевую роль в процессе познания. Термин, «интеллектуальная история», давший название течению, принадлежит известному амер. историку П. Миллеру, написавшему книгу «Сознание Новой Англии» (1935), в к-рой прошлое опред. социального и культурно-географического региона исследовалось с т. зр. истории идей, распространенных среди поселенцев Новой Англии в Америке, в частности идей пуританизма. Заметное влияние на формирование школы оказала книга А. Лавджоя «Великая цепь бытия» (1936). Окончательно сложилась Ш. «и.» и. во второй половине 70-х гг., когда интерес к теоретико- методологическому обоснованию познания исторических и социально- политических процессов в англоязычных странах, особенно в США, резко возрос в связи с активизацией консервативных настроений с их акцентом на роль исторических ценностей прошлого в современности (Неоконсерватизм), а также в связи с общей реакцией на засилье квантификационных методов познания в истории и особенно в социологии. Согласно Ш. «и.» и., в социологии должны исследоваться идеи из познавательной, эстетической или любой др. сферы жизнедеятельности людей, наблюдаемой исследователем, напр., уровень коллективных ментальностей, вер, ожиданий, относящийся к социально-политической истории и истории культуры. Собственно Ш. «и.» и. исследует абстрактно-теоретические системы, в к-рых философски осмысливаются социальные реальности и коллективные ментальности (уровень формальных систем мыслей), осуществляя функцию междисциплинарного анализа в обществ, науках. Совр. представители Ш. «и.» и.: Дж. Хайам, К. Брин- тон, Р. Стромберг, Р. Дарнтон, Д. Холлинджер, А. Вэйси, Д. Росс, Дж. Вуд и др.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.