ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
одно изпервых соц.-психологич. направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели - философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории - народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей соц.-психологич. связи. Задача психологии народов как отдельной науки - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Теоретич. источники таких взглядов - филос. учение Гегеля о "нар. духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистич. вид, предложив программу эмпирич. исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгвймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и соц. сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих соц.-психологич. качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "нар. духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы.
Лит.: Вундт В. Введение в психологию. М., 1912; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Д.В. Ольшанский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ школа
одно из первых социально-психологических направлений, сложившееся в Германии п середине 19 в. Создателями П. н. ш. были философ М. Лацарус. языковед X. Штейнталь. Первоначальный замысел концепции был изложен в редакционной статье первого номера «Журнала сравнительного исследования языка» (1852). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание» (издавался до 1890 г.), где была опубликована программная статья Лацаруса и Штейнталя «Вводные рассуждения о психологии народов». Осн. идея П. н. ш. заключалась в том, что главной силой истории явл. народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание есть продукт этого целого, звено в некой социально-психологической связи. Задача П. н. как отдельной науки заключалась в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и в десятитомной «Психологии народов» (1900—1920, рус. изложение — 1912 г.). В раннем варианте П. н. ш. отстаивала субстанциональное существование «надындивидуальной души», подчиненной «надындивидуальной целостности», каковой явл. народ (нация). Теоретические источники таких взглядов — филос. учение Гегеля о «народном духе», идеалистическая психология И. Ф. Гербарта, синтезировавшая монадологию Лейбница и английский ассоцианизм. Вундт отказался от неопределенного понятия «дух целого» и придал П. н. более реалистический вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте П. н. становилась описательной наукой, не претендующей на открытие и создание законов, но фиксирующей особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. В России идеи П. н. ш. развивались в трудах лингвиста А. А. Потебни. П. н. ш. послужила отправной точкой для развития понимающей психологии Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социол. школы. Задавшись вопросом о природе социальности, П. н. ш. решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнгелю, все индивиды одного народа имеют черту специфической природы, к-рая накладывает отпечаток как на физические, так и на духовные характеристики представителей данного народа.
Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социальнопсихологических кач-в у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно — возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социол.проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам П. н. ш. Идеализм, эклектичность и отсутствие последовательного концептуального решения поднятых проблем — к числу недостатков. Отдельные положения школы П. н. использовались националистическими и даже расистскими направлениями политической мысли.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.