ШКОЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение
ШКОЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ
(для детей с девиантным поведением) — целевая программа специальных школ для детей с девиантным поведением. Целевая аудитория — школьники, имеющие нарушения поведения, склонные к асцоциальному типу взаимодействия с социумом, дети из неблагополучных семей. Направление в данный вид школы — Ш.с. — выдается Комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав (КДНиЗП), а также по рекомендации школьного педагогического совета, когда выявлено, что ребенок игнорирует учебный процесс в силу индивидуальных и микросоциальных причин (семья).
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, так как увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие “девиантное” произошло от латинского deviatio — отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами (См. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ). Биологические факторы — это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.). Психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Социально-психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания. В их основе — игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим необходимо создавать особые условия в обучающем процессе для детей с девиантным поведением.
В современной педагогике выделяют технологии: социально-педагогическую профилактику, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическую реабилитацию.
Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы. В нее входят программы культурно-массовых мероприятий, досуговых и дополнительных обучающих программ, спортивные, туристические и патриотические формы воспитания.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психологопедагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
Технология социально-психологической реабилитации проводится на всем этапе обучающего процесса в школе для девиантных детей. В нее входят разработка индивидуально-реабилитационных программ для каждого воспитанника.
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Дриль В. Феноменология социальной патологии: преступность, наркомания, алкоголизм и токсикомания. М.: РОБИС, 2001; Клейберг Ю.А., Митина Т.А. Социально-психологические факторы определяющее поведение беспризорных подростков. М.: Спутник+, 2011; Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2008; Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001; Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: Питер, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
149.69 кб

Средняя специальная школа России в 1990-1991 гг. : попытки модернизации

Сойников А. А.
В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной школы в условиях нарастания системного кризиса общества.
Читать PDF
174.46 кб

Средняя специальная гуманитарная школа России в 19601991 гг. : основные тенденции развития

Сойников А. А.
В статье основное внимание уделено анализу реализации государственной политики в области подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля.
Читать PDF
176.05 кб

Средняя специальная школа России в 1985-1991 гг. : попытки модернизации системы управления

Сойников А. А.
В статье рассмотрены проблемы реформирования системы управления российской средней специальной школой в условиях политики «перестройки» и нарастания системного кризиса общества.
Читать PDF
209.46 кб

Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальных коррекционных школах

Суходольская Любовь Владимировна, Тихомирова Лариса Федоровна
В статье авторы доказывают актуальность темы работы, анализируют показатели состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста, описывают противоречия, связанные с решением вопроса сохранения и укрепления здоровья детей, в
Читать PDF
136.55 кб

Характеристика социального статуса семей учащихся гоу Специальная (коррекционная) школа - интернат в

Ю. В. Боброва, О. В. Мишунина
Читать PDF
953.56 кб

Научная школа подготовки специалистов экономического направления в УГАТУ (к 40-летию специальности Э

Исмагилова Лариса Алексеевна, Сандомирский Евгениймаркович
In connection with the 40th anniversary of the launch of the economic speciality Economics and Organisation of Engineering Industry in USATU the experiences gained in creating an economic faculty and its functioning in a technical