ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
англ. bioorganismic school in sociology; нем. organische Schule in der Soziologie. Направление в социологии конца XIX- нач. XX вв. (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), рассматривающее общество по аналогии с биол. организмом, пытавшееся объяснить соц. жизнь биол. закономерностями, исходя из идеи единства эволюционного процесса. См. БИОЛОГИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ШКОЛА ОРГАНИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ
направление исследований в западной социологии конца XIX - начала XX в., рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Шк. о. в с. имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами (Платон, I Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер и др.). В отличие от предшественников сторонники Шк.о. в с. (П. фон Лилиенфельд в России, Вормс и А. Эспинас во Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению П. Лилиенфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело». Вормс рассуждал о половых различиях разных типов социальных институтов и общественных организмов (в основном примитивных обществ), об их органах и продуктах выделения и т. д., уделяя особое внимание таким понятиям, как, напр., «гигиена социальная». В начале XX в. концепции Шк.о. в с. утратили популярность на фоне новых подходов, отличавшихся меньшей описательностью и большей объяснительной силой.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ
направление в социологии конца XIX - нач. XX вв., отождествлявшее об-во с организмом и строящее объяснение соц. жизни на биологич. закономерностях. Об-во сравнивалось с организмом многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). Но в отличие от своих предшественников представители Ш. в со. - П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А.Зспинас (Франция) - утверждали, что "об-во и есть организм". Они подыскивали все новые аналогии. доказывая (в различн. вариантах) тождество об-ва и организма. Лилиенфельд приписывал об-BV все черты организма - единство, целесообразность, специализацию органов (роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга - правительство). Шеффле рассматривал экономич. жизнь об-ва как обмен веществ в организме. В нач. XX в. концепции Ш. в со. утратили популярность на фоне новых подходов. По сравнению с попытками рассматривать об-во как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперед. Однако в целом концепции Ш. в со. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историч. изучение соц. явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, соц. закономерности подменялись биологич., целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба и т. д.) совершенно игнорировался или объявлялся "болезнями организма". Обществ. развитие должно, по мнению сторонников Ш. в со., происходить путем эволюции. В.Б. Ольшанский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
229.57 кб

Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии

Оганян Карина Каджиковна
Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии.