ШНАЙДЕР Луис

Найдено 1 определение
ШНАЙДЕР Луис
(1915-1978)-американский социолог, исследователь религии. Окончил Колумбийский университет, изучал фрейдовский подход в практической психологии и его применение к социально-экономической сфере. Под влиянием идей структурного функционализма Ш. отказался от фрейдистских трактовок и обратился к методологии функционального анализа общества. С этих позиций он и рассматривал религию, описывая ее как особый социальный институт, с присущими ему ценностно-нормативными «регуляторами» индивидуального и общественного поведения. Следуя традиции Дюркгейма, Ш. считал религиозные верования и нормы выражением потребностей к сплочению общества, установлению связи между индивидом и социальным целым. Религиозные ценности, полагал Ш., обладают универсализмом, общедоступностью и бескорыстностью. Они активизируются и регулируют поведение верующих в ситуациях, когда в социальной структуре возникают напряжения и противоречия. Но положительное влияние религии обусловливается не эзотерическими смыслами, а тем действительным жизненным содержанием, которое люди вкладывают в свои религиозные представления. Проверяя этот тезис, Ш. и его коллега социолог Сэнфорд Дорнбуш из Чикагского университета собрали большой эмпирический материал различных свидетельств обыденного сознания религиозного, опубликовав его в совместном исследовании «Народные религии» (1958). В частности, они установили, что восприятие верующими религиозных священных текстов сплошь и рядом носит избирательный характер - требования терпения и жертвенности не вызывают большого внимания, а вот те изложения, которые звучат обнадеживающе, предрекают успокоение и успех, становятся весьма востребованными. Религиозное наставление, таким образом, помогает снятию социально-психологического напряжения. В 1960-е годы Ш. провел ряд эмпирических исследований отношения к религии в американском обществе. Одним из самых известных его выводов становится тезис о нарастающей «инструментализации религии». По замечанию Ш., для многих людей принадлежность к организациям религиозным и публичная демонстрация своей набожности все чаще выступает не как путь общения с Богом, а как средство достижения каких-нибудь реальных выгод в мирской жизни (успех в бизнесе, карьерный рост и т. п.). К этому добавляются противоречия между традиционализмом священнослужителей и светскими настроениями мирян (статья «Идеологический конфликт между духовенством и мирянами», 1969), усиление нерелигиозных проявлений в образе жизни и стиле общения служителей культа религиозного со своими прихожанами. 1970-е годы стали для Ш. периодом теоретико-социологической работы. В это время он опубликовал несколько своих обобщающих трудов по социологии религии, содержащих анализ ее методологических проблем и перспектив развития (статьи «Социология религии», 1970; «Диалектический подход и социология религии», 1974 и др.).

Источник: Социология религии. Словарь.