СХОЛАСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СХОЛАСТИКА
от греч. scholasti-cos - школьный, ученый) - англ. scholastics; нем. Scholastik. 1. Тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для С. характерны умозрительность, догматизм, обращение к Библии как к основному источнику знаний. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Схоластика
scholasticism), тип философии, получивший наиб, полное развитие в ср.-век. ун-тах. Ср.век. филос. соч. отличались, как правило, специфическим формальным стилем, отражавшим принятый в ун-тах метод обучения: сначала ставился вопрос, затем излагались и обсуждались мнения неск. Предшествующих философов или отцов церкви; в заключение приводился и защищался собственный ответ, причем весьма часто внимание обращалось на самые назначит, пункты согласия или расхождения автора с его предшественниками. В искусном исполнении такой метод изложения способен создать впечатление мощной и оригинальной умственной деят-ти, опирающейся на ресурсы живой интеллектуальной традиции. Но соч. второстепенных авторов демонстрируют лишь умение следовать формальной стороне рассуждения, ограничивая существо вопроса сухими и бесцветными выкладками, Именно таким авторам термин С. обязан пренебрежительным подтекстом.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
138.79 кб

Постсредневековая схоластика как вариант философской парадигмы Нового времени

Савинов Родион Валентинович
В статье рассматривается схоластическая философия периода раннего Нового времени. Отмечаются основные тенденции развития этого направления, ключевые представители и течения.
Читать PDF
312.16 кб

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.
Читать PDF
843.44 кб

Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика

Д. В. Шмонин
Читать PDF
403.05 кб

Интерпретация библейских и святоотеческих текстов в латинской схоластике (на примере проповедей Фомы

Братухин Александр Юрьевич, Братухина Людмила Викторовна
В статье рассматриваются попытки Фомы Аквинского использовать библейские и святоотеческие цитаты для обоснования излагаемого им учения.
Читать PDF
1.52 мб

Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII В. (А. Л. Доброхотов)

Вдовина Г. В.
Читать PDF
291.99 кб

Владимир Соловьев: христианская ревизия «Схоластики» позитивизма

Рашковский Е. Б.
Читать PDF
741.50 кб

С ТРИВИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (критика схоластики с позиций схоластики)

Е. Н. Лисанюк
Читать PDF
371.51 кб

Греческая онтология и схоластическая аналогия сущего

Лошаков Руслан Анатольевич
Читать PDF
119.29 кб

Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике

Яворский Дмитрий Ромуальдович
Дана интерпретация полемики между номиналистами и реалистами, чтобы попытаться ответить на вопросы: какими причинами, лежащими за пределами философского дискурса, была вызвана эта полемика, чем объясняется ее ход и результаты.
Читать PDF
197.52 кб

Может ли знак означать сам себя? Об одной семиотической проблеме в схоластике XVII в

Вдовина Галина Владимировна
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06-0300486а
Читать PDF
143.70 кб

Понимание любви в трактате Маргериты пореты «Зерцало простых душ» и в схоластике Фомы Аквинского

Стенина Дарья Семеновна
В статье представлен сравнительный анализ концепций любви двух средневековых авторов XIII в. Маргериты Порете и Фомы Аквинского. Открытие во второй половине XX в.
Читать PDF
123.65 кб

Проблема систематизации в протестантской схоластике

Савинов Родион Валентинович
В статье предлагается модель феномена «протестантской схоластики», разработанная на основе описания схоластического метода систематизации.