ШРИНИВАС Нарасимхачар Майсур

Найдено 1 определение
ШРИНИВАС Нарасимхачар Майсур
(1916-1999) - индийский социальный антрополог и социолог, исследователь религии. Докторскую диссертацию защитил в Бомбейском университете по проблемам семейно-брачных отношений в индийском обществе («Брак и семья в Майсуре », 1942). В конце 1940-х годов работал в британском Оксфордском университете. Много лет занимался полевыми исследованиями в южных штатах Индии. Международную известность и научное признание получили труды Ш., посвященные проблемам социальной стратификации и кастовой системы в современной Индии («Курги в Южной Индии: религия и общество», 1952; «Каста в современной Индии», 1962; «Запомнившаяся деревня», 1976; «Деревня, каста, гендер: методология исследования», 1998). Ш. был почетным членом Британской Академии и Американской академии искусств и наук. В своих социальных исследованиях Ш. обосновал необходимость отказа от стереотипных представлений о неизменности религиозно-кастовой структуры индийского общества. Абсолютизация традиционного образа касты, основанная на реконструкциях из области традиционной культуры и верований, препятствует адекватному пониманию динамики социальных процессов и их последствий в Индии. Религиозное объяснение каст не тождественно, по мнению Ш., их реальному функционированию в обществе. Поэтому концепции, сложившиеся в области индологии, требуется дополнить и скорректировать средствами социологического изучения. Длительные исследования позволили Ш. сделать вывод о том, что становление в Индии после Второй мировой войны институтов современной демократии (избирательного права и др.) меняет положение кастовых образований в системе общества. При кастовом устройстве отдельному человеку, действительно, как это определено традицией, невозможно было подняться на более высокую ступень социальной лестницы. Но вот для целой касты в демократическом обществе это оказывается возможным. Положение касты в обществе определяется образом жизни, который в современных условиях подвергается неизбежным изменениям. Высшие касты становятся для низших чем-то вроде референтных групп (в терминологии Ш. - «доминантных каст»). Процесс повышения статуса, в ходе которого каста подражает образу жизни и поведению более высоких каст, Ш. назвал «санскритизацией». Трансформацию статусов, внутренние и внешние изменения в кастовом укладе Ш. описывает с помощью понятий «горизонтальной» (межкастовой) и «вертикальной» (внутрикастовой) сплоченности. В его интерпретации касты выступают как носители сложной системы социальных значений, сочетающих традиции и новации. Эмпирической базой для этих выводов стали полевые исследования Ш., в том числе методом включенного наблюдения, проводившиеся им в сельских общинах на юге Индии.

Источник: Социология религии. Словарь.