ШЮЦ АЛЬФРЕД

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШЮЦ (Schiitz) Альфред
1899-1959) - австр. философ и социолог, основатель социологии феноменологической (см.). Ш. предложил собственную версию социологии понимающей (см.), в к-рой проследил процессы становления человеческих представлений в соц. мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций соц. наук, содержащих эти значения в преобразованном, "вторичном", виде. Тем самым Ш. пытался решить задачу - восстановить связь абстрактных научн. категорий с "жизненным миром", миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Однако, упустив из виду реальные материальные процессы соц. жизни, Ш. пошел по пути онтологизации конституированных значений и создания нового варианта соц. онтологии в традиции антинатуралистических "наук о духе". Соч.: Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988, № 2; Collected Papers. I-III. Hague. 1962-1966; The Phenomenology Of The Social World. L., 1972; The Structures Of The Life-World (with T. Luck-mann). L., 1974. Л.Г. Ионин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ШЮЦ Альфред
SCHUTZ, Alfred) (1899-1959) Родился в Австрии, в 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты, где долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея академической должности, связанной с полной нагрузкой (он получил такую должность лишь в 1952 г.). Основные публикации Шюца - «Избранные статьи» (Schute, 1971), «Феноменология социального мира» («Смысловое строение социального мира») (1972) и «Структуры жизненного мира» (Schutz and Luckmann, 1974). Шюц оказал большое влияние на развитие феноменологической социологии в англоязычном научном мире Он занимался прежде всего тремя проблемами: (1) стремился построить адекватную теорию социального действия, основываясь отчасти на критике M Вебера; (2) провел ряд исследований организации жизненного мира; (3) пытался определить, каким образом социология, придающая важное значение человеческому действию, может быть научной. Полемизируя с Т. Парсонсом, Шюц многое сделал для выдвижения и прояснения проблем теории действия и проблемы verstehen. В его работах, изданных посмертно, анализируется роль релевантности в структурировании жизненного мира (Schutz, 1970) Лит.: Grathoff (1978)

Источник: Социологический словарь

ШЮЦ АЛЬФРЕД

1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Щютц с 1939 г. в эмиграции, с 1953 г. - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Первая и главная книга Щютца "Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию” (Вена, 1932 г.) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук. Подобно Веберу и Гуссерлю, Щютц полагает, что предметом социальных наук является собственное представление о себе, своих действиях, смыслы индивидуального действия и обмен подобными смыслами, что только и конституирует социальное, тогда как объективированные картины социального мира ведут к утрате специфики социальных наук, не позволяют схватить смыслов индивидуального действия. Важнейшими концепциями Щютца являются концепции природы объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности. Концепция множественности реальностей опирается на идею Джеймса о многообразии "миров опыта", единственным критерием реальности которых является психологическая убежденность, вера в их реальное существование. Из всевозможных "конечных областей значений" особой Щютц считает повседневность, как первичную по отношению ко всем остальным, в которых наблюдаются дефицит по сравнению с ней всех характеристик.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ШЮЦ АЛЬФРЕД
Schutz, Alfred) (1899-1959) - австрийский социолог и философ, главный архитектор социальной феноменологии, которой после своего переезда в Нью-Йорк в 1935 г. стал банкиром. Главные труды Шюца, например, "Феноменология социального мира" (1967, немецкое издание — 1932), предполагали применение феноменологии Эдмунда Гуссерля к социальным явлениям, особенно происходящим в повседневной жизни. Это также вовлекло Шюца в критический анализ Вебера. Согласно Шюцу, Вебер "не спрашивает, каким образом составляется значение актора, а также не пытается выявить уникальные и фундаментальные отношения, существующие между "«Я» и другим". Основной тезис социальной феноменологии Шюца: социология должна работать над раскрытием понятий или типификацией, посредством которых акторы внутренне субъективными способами организуют свою повседневную деятельность и конструируют "обыденное знание". Повседневное знание, в отличие от научного, нельзя изучать абстрактными методами. Только тщательное наблюдение за повседневной социальной жизнью показывает, что акторы оперируют "не требующими доказательств предположениями" и "запасами знаний", достигая "взаимности перспективы", "естественного отношения", которые должны рассматриваться как "первостепенные" в социальном знании. Социальный порядок — результат общего предположения об общности мира, но без разновидности нормативного консенсуса, принятого функционализмом (см. также Практическое знание; Жизненный мир). Парадокс, вытекающий из концепции Шюца, заключается в следующем: хотя дается обобщенная оценка конституирования актором социальной жизни, она предполагает жесткие пределы той мере, в "какой возможно когда-либо достичь макроскопические обобщения о социальных структурах и социальном изменении, обычно исследуемых социологией. Идеи Шюца были восприняты этнометодологией. Однако возникает вопрос: является ли научное и повседневное обыденное знание резко дифференцированным, как доказывают Шюц и этнометодологи, и достижимы ли общие серийные структурные оценки, несмотря на бесспорные элементы индексальности и рефлексивности повседневных социальных оценок.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ШЮЦ Альфред
(13.04. 1899, Вена — 20.05.1959, Нью-Йорк) — австр. философ и социолог, последователь Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии; изучая юриспруденцию в Вене, служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям, с 1939 г.— в эмиграции в США, с 1953 г.— проф. социологии нью- йоркской Новой школы социальных исследований. В философии Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Осн. внимание уделял созданию филос. фундамента социальных наук. Используя описательный феноменологический метод и идеи М. Вебера, Дж. -Г. Мида, Бергсона, У. Джемса, Ш. выдвинул собственную версию понимающей социологии, в к-рой прослеживаются процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. Тем самым Ш. пытался решить (применительно к области социального знания) поставленную Гуссерлем задачу — восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Фактически задача состояла в необходимости понять процесс становления объективности.социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Ш. показал, как неизбежная ограниченность и специфичность индивидуального опыта преодолеваются благодаря свойственным повседневному взаимодействию идеализациям («тождества объектов» и «взаимозаменяемости точек зрения»), в силу действия к-рых складывается стандартизованная типологическая структура восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности в повседневной жизни.
Повседневные типы («конструкты первого порядка») явл. основой формирования объективных научных понятий («конструктов второго порядка»). Последние связаны с первыми генетически и схожи по способу образования. Т. обр., наука связывается с повседневностью, научные понятия обретают фундамент и историю в повседневном знании и деятельности. В то же время наука утрачивает свое привилегированное положение, теряет право на исключительную объективность и истинность суждений о социальной жизни. Она всего лишь один из ин-тов, формирующихся в рамках повседневности и удовлетворяющих потребностям повседневной практической деятельности. По Ш., сфера научного знания — одна из мн. «конечных областей значения», один из мн. «миров опыта», каждому из к-рых может быть приписано свойство реальности. Др. подобные «миры» — мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной болезни и т. д. и т. п.
Каждый из этих миров представляет собой совокупность данных опыта, характеризующуюся опред. «когнитивным стилем» и представляющую собой — по отношению к этому стилю — единое и непротиворечивое целое. Когнитивный стиль — сложное образование, сочетающее в себе специфическое решение проблемы существования данных в опыте объектов и явлений, специфическую форму личностной вовлеченности, своеобразие проявления человеческой активности и т. п. Ш. показывает, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности.
Повседневность — одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Как таковая, повседневность является «высшей реальностью», она неизбежно оказывается основой, на к-рой только и могут формироваться все проч. миры опыта.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ШЮЦ (Schutz) Альфред
1899-1959) - австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 - в эмиграции в США, с 1953 - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение: "Феноменология социального мира" (1932).
Философскую основу феноменологической социологии Ш. составляют идеи Э. Гуссерля, неразрешенное противоречие между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, "овеществившими естественный мир". Для решения этого противоречия Ш. предложил осуществить две редукции. Первая - это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем "естественной установки" и исследовать "жизненный мир" на основе "интенциональности". Все эмпирические науки имеют своим предметам мир как пред-данное, но сами они так же, как и их инструментарий, являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром пред-данного, из которого оно рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, или "жизненный мир", Ш. определяет как нашу непосредственную "интуитивную среду", где "мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием". Социология должна изучать этот мир, начиная "с самого начала". Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого Ш. предлагает осуществить вторую редукцию - трансцендентальную, отказаться от анализа самого субъекта и анализировать его "чистое сознание". Феноменологу, по Ш., нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конструированные деятельностью нашего разума. Не реальные социальные объекты становятся предметом его анализа, но редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида, организуя его социальное поведение. Если с точки зрения естественной установки мир объективен, то, с точки зрения Ш., это конструированный "интерсубъективный мир". Парадигма "интерсубъективного мира" играет решающую роль в феноменологической социологии Ш. Она есть стержень его теории, позволяющий раскрыть социальную сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира. Основная форма интерсубъективности описывается Ш. при помощи конструкта о "взаимности перспектив", предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них - "взаимозаменяемость точек зрения". Поменявшись социальными местами, субъекты тем не менее окажутся обладателями идентичных способов переживания мира. Второй идеализацией является правило "совпадения систем релевантностей". По Ш., Я и любой другой человек принимает на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых систем критериев значимости "несущественно с точки зрения наличных целей". Мы оба считаем, по утверждению Ш., что "Я и он, т.е. Мы", интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты, события достаточно одинаковым образом". Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego - "другое Я".
По Ш., тезис "другое Я" описывает некоторые аспекты восприятий индивидом "другого" в его "живом настоящем". Одновременность нашего восприятия друг друга в "живом настоящем" означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом. Как во всей феноменологической философии, так и в феноменологической социологии Ш. одним из центральным конструктов является "интенциальность". Интенциальность выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть "подразумеваемый", всегда "значимый" для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенциальности в феноменологической социологии используются термины "ноэзис" и "ноэма"; особенный модус интенциального сознания ("я мыслю", "я воспринимаю") именуется "ноэзис", а его объективный коррелят ("то, что я мыслю или воспринимаю") - "ноэма". Интенциальность обеспечивает описание модусов мышления, восприятия, припоминания и т.п. путем исследования того, что переживается в каждом из данных модусов. Эти термины имеют в теории Ш. методологическое значение, ибо они служат описанию объектов сознания (ноэма) и описанию процесса их конструирования (ноэзис).
Очертив важнейшие парадигмы и конструкты своей социологии, Ш. обосновал, как должна формироваться социологическая теория. Он рекомендует следующее: социолог должен начинать с уровня значения; понятия и конструкты социолога становятся тогда конструктами "второго порядка", ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни. Они являются объективными (верифицированными) идеально-типическими конструктами, основанными на обыденных конструктах первого уровня, т.е. конструктами иного порядка. Опираясь на свою теорию, Ш. исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.
Г.П. Давидюк

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
383.51 кб

Идеи социальной феноменологии Альфреда Шюца

Ненашев Михаил Иванович
В статье рассматриваются идеи основателя социальной феноменологии Альфреда Шюца.
Читать PDF
309.07 кб

Феноменологическая социология Альфреда Шюца: теоретические предпосылки и основные идеи

Мещерякова Любовь Юрьевна
"The Phenomenological sociology of Alfred Schutz: theoretic preconditions and main ideas" is the lecture read to the master-degree students of "History of sociology" course "Non-classic sociological theories".