ШЮП Энсан
ШЮП Энсан
(р. 1948) - американский социолог, исследователь религии профессор Индианского университета в Форт Уэйн. Докторская диссертация Ш. (1975) посвящена вопросам социологии политики, ему принадлежат научные работы по проблемам насилия и отклоняющегося поведения в обществе. С конца 1970-х годов ведущей темой его социологических исследований стали новые религиозные движения (НРД). Религиозные процессы в современном обществе рассматриваются им в традиции социологии религии Вебера. Ш. неоднократно избирался в исполнительные органы американского Общества научного изучения религии и Ассоциации социологии религии. Исследуя НРД, он обратил особое внимание на их взаимоотношения с так называемым «антикультистским» движением. Анализ мотивов и содержания деятельности противников НРД стал одной из главных исследовательских задач Ш. Историческое рассмотрение традиционных религий на ранних стадиях их развития позволило ему сделать вывод о типологическом сходстве реакций в разных обществах на возникновение религиозных новообразовании. Общими свойствами этих реакций всегда были неприязнь, предвзятость, стремление к дискредитации новых групп религиозных. В качестве наиболее часто используемых приемов «антикультистской» деятельности Ш. выделил обвинения последователей НРД в измене истинной вере (вероотступничестве), фальсификацию действительных взглядов и намерений членов НРД, распространение ужасных историй («страшилок») о якобы процветающем в НРД физическом и моральном насилии. На рубеже 1970-1980-х годов Ш. написал, совместно с Бромли, серию работ по различным аспектам противостояния традиционных и нетрадиционных религий в США «Муниты в Америке: новый культ и “крестовый поход” церквей против него» (1979), «Новые вигиланты: антикультисты, депрограмматоры и новые религии» (1980), «Чуждые боги: великая американская паника перед культами» (1981). Авторы указали, в частности, на расхождение оценок (как в общественном мнении, так и среди специалистов), дающихся одним и тем же элементам религиозных учений и действий религиозных, если они принадлежат традиционным религиям (позитивная оценка) и НРД (негативная оценка). Последователям НРД нередко ставится в вину то, что для традиционных в том или ином обществе форм религиозности является само собой разумеющимся и нормой (изменения внешнего вида, образа жизни, рода занятий). Среди других проблем религии и общества в 1980-е годы Ш. исследовал политизацию религиозных настроений населения (в идеологии «новых христианских правых», в программах религиозного радиовещания, в явлениях фундаментализма религиозного). В 1990-е годы он провел комплексное изучение проблемы насилия в быту и семейной среде, связав полученные результаты с наблюдениями социального поведения служителей культа религиозного ряда традиционных организаций религиозных в США. Им были выявлены множественные злоупотребления священнослужителей, пользовавшихся доверием своих прихожан в целях удовлетворения собственных финансовых, сексуальных и других корыстных притязаний («Во имя всего, что свято: теория злоупотреблений священнослужителей», 1995).
Источник: Социология религии. Словарь.