СИМВОЛИКА
СИМВОЛИКА
англ. symbolics; нем. Symbolik. 1. Выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). 2. Совокупность символов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Символика
symbolism), любая система значений, способная служить формой коммуникации. В кач-ве символа может выступать любой объект (предмет или явление), что-то означающий, выражающий или на что-то указывающий, напр., слово (письменное или устное), дорожный знак, жест, произв. иск-ва (или его часть). Такие символы, как идеограммы и пиктограммы, имеют простое, жестко фиксированное значение: красный сигнал светофора означает стоп, а красный нац. флаг — опред. страну. Др. символы могут восприниматься гораздо более сложным образом (символический интеракционизм). Во мн. произв. иск-ва символы сознательно используются для аллегорического выражения смысла или для большей выразительности; вместе с тем в художеств, творчестве коммуникация более произвольна и субъективна: напр., поэма или муз. произв. могут означать разное для разных людей. Каждая культура стремится выделить самые важные для нее символы. Юнг разработал теорию общих для всех культур архетипических символов, существующих в коллект. бессознательном. Антропологи, в частности Леви-Строс, утверждали, что путем анализа структуры С. можно выявить универсальные принципы мышления. Все ритуалы содержат элементы С. и сами могут рассматриваться как символическое выражение обществ, устр-ва или социальных связей, отражающее человеческую потребность в упорядочении мира. Часто символы помимо осн. своего значения обладают и др., доп. Это приводит к неоднозначности символа и возможности оспорить его значение. Однако неоднозначность символа может усилить его действенность, напр., как ср-ва полит, объединения людей разных убеждений; символы родства или национализма служат хорошими примерами действенности подобной неоднозначной С.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия