Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Найдено 1 определение
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
наиболее характерная форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Проявляется в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройства внимания, а также в виде легкой недостаточности координации движения и нарушения мелкой моторики. Причиной плохого выполнения заданий является дефект концентрации внимания. Концентрация внимания значительно повышается во время занятий и игр, с которыми ребенку удается успешно справиться. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовольствия и не подкрепляемые поощрениями.
Наряду с трудностями концентрации внимания наблюдается отвлекаемость – повышенное реагирование на посторонние стимулы. Импульсивность наблюдается постоянно, как в повседневных ситуациях, так и при выполнении когнитивных заданий. На уроках дети с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают преждевременно и невпопад. Из-за импульсивности такие дети склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими встречаются практически постоянно. В коллективе гиперактивный ребенок служит источником постоянного беспокойства: шумит, берет без разрешения чужие вещи, отвлекает окружающих, что приводит к конфликтам, ребенок становится нежеланным в компании и отвергаемым в коллективе. Дома такие дети страдают от постоянного сравнения их с другими детьми, которые «хорошо себя ведут», но замечания и наказания не приводят к желаемым результатам. Таким детям свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость, упрямство, лживость, негативизм, вспыльчивость, задиристость, агрессивность, склонность к воровству. При поступлении в школу названные проблемы усугубляются.
Лечение синдрома дефицита внимания всегда комплексное и включает методы модификации поведения, психотерапию, психологопедагогическую коррекцию; важное место в комплексном лечении занимает медикаментозная терапия.
В воспитании ребенка с гиперактивностью необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности – с одной стороны, и постановки перед ними слишком высоких требований – с другой. Важно исключить при этом излишнее требование пунктуальности при выполнении ребенком поручений, а также жестокое обращение и наказание. Важно помнить, что поведенческие нарушения поддаются лечению, а гиперактивность уменьшается с возрастом, но этот процесс обычно занимает длительное время. Приемы модификации поведения, которые можно рекомендовать воспитателям и родителям детей с гиперактивностью:
- в отношениях с ребенком необходимо поддерживать «позитивную модель», хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивать его успехи, помогать укреплять ему уверенность в своих силах;
- избегать повторения слов «нет» и «нельзя»; говорить сдержанно и мягко;
- давать ребенку только одно поручение на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
- для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию; поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания;
- придерживаться четкого распорядка дня; по возможности избегать большого скопления людей; во время игры ограничивать ребенка одним партнером, избегать беспокойных, шумных приятелей;
- оберегать ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- давать ребенку возможность использовать избыточную энергию, полезна ежедневная физическая тренировка на свежем воздухе.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.