СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ
Синхрония и диахрония
1. В лингвистике — различие между изучением языка как существующей системы отношений, причем независимо от прошлого (синхрония), и изучением изменений в нем через некоторое время (диахрония). 2. В структурализме — происходящее от вышеупомянутого различие между анализом и объяснением какой-либо особенности социальной жизни на базе существующих «структурных» особенностей общества или социальной системы независимо от истории (синхрония) и историческим анализом, который концентрируется на изменениях (диахрония). 3. В социологии — чаще всего различие между исследованиями социального порядка и социального изменения [9]. Как говорится, анализ явлений необходим в историческом контексте. Часто значения языковых оборотов и терминов исторически меняют значения. Наличие ударений в сложном слове или речевой оборот являются социальными индикаторами их принадлежности к той или иной эпохе.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ
synchrony and diachrony) - 1. (Лингвистика) различие между изучением языка как существующей системы отношений, причем независимо от прошлого (синхрония), и изучением изменений в нем через какое-то время (диахрония). См. также Соссюр. 2. (Структурализм) происходящее от вышеупомянутого различие между анализом и объяснением какой-либо особенности социальной жизни на базе существующих "структурных" особенностей общества или социальной системы независимо от истории (синхрония) и историческим анализом, который концентрируется на изменениях (диахрония). 3. (В сходном значении, но чаще в социологии) различие между исследованиями социального порядка и социального изменения. Например, Арре в работе об эволюционных процессах - "Социальное бытие" (1979) - проводит различие между "синхроническими репликаторами" и "диахроническими селекторами".
В структурализме данное различие часто связывалось с уменьшением значения исторических объяснений и вызванного этим снижением роли субъекта и человеческой воли с одной стороны, и возвышением структурных толкований высшего статуса с другой. Однако нет никакой особой причины, почему структурные и исторические толкования или структурные объяснения не могут сочетаться с объяснениями с точки зрения воли индивидуальных человеческих субъектов (см. Структура и воля; Дуальность Структуры; Структурационная теория). Но это легче сказать, чем выполнить, и некоторые социологи то ли для удобства, то ли из принципа предпочитают концентрироваться на одном либо на другом (см. также Epochu (прил.)).
В структурализме данное различие часто связывалось с уменьшением значения исторических объяснений и вызванного этим снижением роли субъекта и человеческой воли с одной стороны, и возвышением структурных толкований высшего статуса с другой. Однако нет никакой особой причины, почему структурные и исторические толкования или структурные объяснения не могут сочетаться с объяснениями с точки зрения воли индивидуальных человеческих субъектов (см. Структура и воля; Дуальность Структуры; Структурационная теория). Но это легче сказать, чем выполнить, и некоторые социологи то ли для удобства, то ли из принципа предпочитают концентрироваться на одном либо на другом (см. также Epochu (прил.)).
Источник: Большой толковый социологический словарь