(theory of media synchronicity, сінхроннасці медыя тэорыя) исходит из посылки, что соответствие способностей медиа коммуникационным требованиям выполняемой задачи влияет на освоение и использование медиа, а следовательно, на результативность коммуникации. Синхронность медиа — это степень, в которой индивиды работают вместе над одной задачей в одно и то же время, т. е. имеют общий фокус работы. При этом «богатство» медиа понимается как способность изменять понимание в ходе коммуникации. Первая версия т.с.м. была представлена Аланом Денисом и Джозефом Валасичем в 1999 г. и доработана в 2008 г. СМТ основана на пяти предположениях о ситуации коммуникации. Во-первых, целью коммуникации является развитие общего понимания. Из анализа исключаются ситуации, где цель некоторых участников состоит в том, чтобы ввести других в заблуждение. Вовторых, участники коммуникации вместе работают над созданием значения и общего понимания, так что коммуникация меняет понимание информации и ее значение у каждого участника. В-третьих, предполагается, что все голоса могут получить слово, выдвигаются наиболее сильные аргументы, а несогласие участников связано лишь с убедительностью доводов. В-четвертых, медиа рассматриваются как обладающие некоторыми объективными физическими способностями (capabilities), которые по-разному применяются в различных группах. В-пятых, СМТ описывает результативность коммуникации, а не выбор каналов медиа. СМТ предполагает, что процессы групповой коммуникации, независимо от целей выполняемых задач, состоят из двух первичных процессов — сообщения (conveyance) и согласования (convergence). Цель сообщения информации — распространение ранее неизвестной коммуникаторам информации из множества источников для понимания ситуации. Этот процесс может проходить при низкой синхронности, т. к. не требует одновременного фокуса участников или согласия по поводу интерпретации. Распространение должно завершаться обсуждением и осмыслением. Согласование общего значения нацелено на интерпретацию информации каждым индивидом для достижения общего понимания и согласия по поводу интерпретации информации. Для согласования предпочтительной является высокая синхронность медиа. Пять «способностей» медиа, которые влияют на коммуникацию, — это непосредственность (быстрота) обратной связи; символическое разнообразие (способов передачи информации); параллельность разговоров, допустимая данным медиа; возможность репетиции и редакции сообщения до его отправки и возможность повторной обработки сообщения в процессе коммуникации. Данные «способности» развивают четыре измерения, предложенные в теории богатства медиа. Проанализировав все способности медиа, авторы СМТ приходят к выводу, что коммуникация лицом к лицу не всегда является «самым богатым» медиа, а зависит от того, какие из пяти измерений наиболее важны для данной ситуации коммуникации. Таким образом, невозможно установить объективное, внеконтекстное «богатство» различных медиа. Поскольку большинство задач включают в себя и процесс сообщения, и процесс согласования общего понимания, выбор одного-единственного медиа может оказаться менее успешным, чем нескольких медиа, используемых для различных задач. Ключевые отличия т.с.м. от теории богатства медиа, теории социального влияния, теории компенсаторной адаптации определяются авторами следующим образом: 1) задача коммуникации понимается как совокупность двух коммуникационных процессов, необходимых для выработки общего понимания, — сообщения и согласования значения; 2) оба этих процесса имеют межличностную сторону (передача информации, включая ее подготовку, отправление и получение) и когнитивную сторону (обработка информации, т. е. понимание ее значения и его внедрение в существующую ментальную модель); 3) СМТ определяет пять способностей медиа, которые влияют на способы передачи и обработки сообщения в зависимости от освоенности и использования медиа; 4) поскольку цифровые средства коммуникация приобретают новые способности, уместнее обращаться не к конкретному медиа, а к совокупности возможностей, предлагаемых медиа; 5) СМТ предполагает, что способ использования медиа влияет на результативность коммуникации (выработку общего понимания); 6) СМТ не ранжирует медиа на лучшие и худшие и разделяет задачи коммуникации на коммуникационные процессы, требующие разных способностей медиа. Таким образом, кроме простейших задач, результативность коммуникации усилится при использовании разных медиа в разное время. Эмпирические исследования показали, что медиа с низкой синхронностью, в противоположность СМТ, могут быть недостаточны даже для осуществления процесса сообщения, т.к. он включает в себя поддержание сетей контактов, верификацию информации и т. д.
Литература Dennis A. R., Valacich J.S. Rethinking Media Reichness: Towards a Theory of Media Synchronicity // Proceedings of the 43nd Hawaii International Conference on System Sciences. 1999. P. 1-10. Dennis A. R. Media, Tasks, and Communication Processes: A Theory of Media Synchronicity / A.R. Dennis, R.M. Fuller, J.S. Valacich // MIS Quarterly. 2008. № 3. P. 575 600. Muhren W. J. Making sense of media synchronicity in humanitarian crises / W.J. Muhren, G. Van Den Eede, B. Van de Walle // IEEE Transactions on Professional Communication. 2009. № 4. P. 377 397. А. Широканова
Синхронности медиа теория
Синхронности медиа теория
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016