международное идейное и социально политическое движение рассеянного по всему миру еврейского населения, имеющее своей целью объединение всех евреев на их исторической родине — в Палестине, ныне государстве Израиль. Сам термин происходит от названия горы Сион, которая была символом Иерусалима и израильского государства, начало формирования которого связано с этногенезом древнееврейского народа около 4 тыс. лет назад, а затем вынужденного проживать во многих государствах мира. В настоящее время общая численность евреев составляет около 15 млн. человек, из которых 6 млн. проживают в США, 0,6 млн. — во Франции, 0,4 млн. — в Великобритании, по 0,3 млн. — в Канаде и Аргентине, по несколько десятков тысяч человек — в Венгрии, Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и ряде других стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. В России по переписи населения 2002 г. их численность составляла 230,4 тыс. чел., при том, что за два последних десятилетия XX в. из страны выехало свыше 1,2 млн. евреев, из них около 750 тыс. в Израиль. В настоящее время в Израиле проживает около 5 млн. иудеев, из них около 1 млн. составляет диаспора еврейского населения, выехавшая из СССР и Российской Федерации. В сложных миграционных процессах еврейского населения в современном мире важную роль играет идеология с., главным содержанием которой является обоснование необходимости возвращения всего еврейского населения на искомые «обетованные» земли, создание единого еврейского государства. С. как концепция «всемирного еврейского народа» возник в конце XIX в. в Европе, разработан австрийским журналистом Т. Герцслем, включает разнородные политические установки: от экстремистских праворадикальных и националистических (идеи богоизбранности еврейского народа, еврейской исключительности, их превосходства над остальными народами мира и т. д.) до либеральных и общедемократических (требования равноправия, кибуцкое движение и др.).
Являясь государственной идеологией Израиля, с. отражает его социальную неоднородность. Как главная опора идеологии и практики с., Израиль получает значительные финансовые и материальные ресурсы от представителей еврейского капитала в других странах, особенно США. В 70е гг. XX в. с. был осужден ООН и мировой общественностью как националистическая и шовинистическая идеология и форма расовой дискриминации. Сионисты приложили немало усилий для развала Советского Союза, превращения России в сырьевой придаток Запада. Под влиянием мировой общественности в последние десятилетия с. вынужден корректировать свои наиболее одиозные установки, идти на уступки в вопросе необходимости возвращения оккупированных арабских земель. А. — внешне противоположная, но по существу сходная с с. форма национализма. Выражая резко отрицательное отношение к евреям, их истории и культурным ценностям, а. имеет различные формы проявления: от еврейских погромов, имевших место в истории развития различных стран, до всевозможных ущемлений их прав, гонения, презрительного отношения к культуре. Используется реакционными государственными режимами (напр., в царской России, гитлеровской Германии и других странах) для подавления демократических и социалистических движений. А. осуждается демократическими силами всех стран, в том числе и в России. После революции 1917 г. в России отменены все дискриминационные акты против евреев. В настоящее время искусственное раздувание так называемого «еврейского вопроса» с позиций как с., так и а. используется определенными политическими силами в своих узкокорыстных интересах. В этом заключается идеология и общественно-политическая опасность как с., так и а., их социально-идеологическое родство. Др филос. наук В. В. Тузов.