СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Найдено 1 определение
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
часть системы показателей финансового состояния пр-тия. Показатели рентабельности являются относительными индикаторами, обеспечивающими на сопоставимой основе сравнение абсолютного финансового результата деятельности и некоторой базы, характеризующей объект, рентабельность которого оценивается. Прибыль пр-тия, являясь важнейшим абсолютным показателем финансового результата деятельности пр-тия, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затраченных ресурсов и и тех условий, при которых она была получена. Для оценки эффективности деятельности используются относительные показатели результативности деятельности- показатели рентабельности. При исчислении показателей рентабельности продукции в качестве базы сравнения используется себестоимость продукции:
img width="317" height="38" src="/upload/content/1582184185_28.files/image086.jpg"
При использовании в качестве базы сравнения выручки от продаж определяются показатели рентабельности продаж, как по всей продукции, так и по отдельным видам продукции, если это представляется целесообразным. В зависимости от используемых показателей прибыли рассчитываются следующие показатели рентабельности продаж: валовая рентабельность реализованной продукции (Gross Profit Margin)-
img width="266" height="52" src="/upload/content/1582184185_28.files/image087.jpg"
операционная рентабельность реализованной продукции (Operating Incom Magin) –
img width="254" height="53" src="/upload/content/1582184185_28.files/image088.jpg"
чистая рентабельность реализованной продукции (Net Profit Margin)-
img width="257" height="52" src="/upload/content/1582184185_28.files/image089.jpg"
Показатель GPM может рассчитываться не только с использованием валовой прибыли, но и EBIDTA, что связано с особенностями учета амортизационных отчислений. В том случае, если амортизационные отчисления на пр-тии включены в себестоимость продукции, используется валовая прибыль, если относятся к постоянным операционным расходам- EBIDTA. Показатели рентабельности продаж показывают, какая величина прибыли приходится на каждый рубль выручки от продаж. Для оценки изменения средней рентабельности продаж используются индексы средних величин. Общее изменение средней рентабельности продаж характеризуется следующим индексом:
img width="322" height="251" src="/upload/content/1582184185_28.files/image090.jpg"
Изменение средней рентабельности продаж формируется под влиянием двух факторов: рентабельности продаж отдельных видов продукции и структуры выручки от продаж. Индексы, характеризующие изменение средней рентабельности продаж под влиянием каждого из факторов определяются: влияние рентабельности продаж отдельных видов продукции:
img width="333" height="564" src="/upload/content/1582184185_28.files/image091.jpg"
При использовании в качестве базы сравнения величины ресурсов пр-тия (ресурсный подход) или источников их формирования определяются показатели рентабельности пр-тия. Наиболее широко используемые показатели рентабельности этой группы- показатели рентабельности активов (ROA), рентабельности инвестированного капитала (ROIC), рентабельность собственного капитала (ROE). Алгоритм расчета показателей рентабельности существенно зависит от того, с позиций каких заинтересованных лиц осуществляется ее анализ. Напр., ROA (Return on Assets) определяется:
img width="324" height="421" src="/upload/content/1582184185_28.files/image092.jpg"
В числителе при расчете данного показателя используется прибыль после уплаты налогов, о которой заявило бы пр- тие при условии финансирования исключительно за счет собственных источников, а в знаменателе- сумма всех источников финансирования, с использование которых предприятие может генерировать доход. Т.о., ROIC- это прибыльность всего инвестированного в бизнес капитала независимо от того, является ли он собственным или заемным. Рентабельность собственного капитала- ROE (Return on Equity) определяется как:
img width="241" height="54" src="/upload/content/1582184185_28.files/image093.jpg"
Для акционерных обществ, наряду с представленным выше показателем, при наличии привилегированных акций используется модификация ROE, учитывающая обособление обыкновенных акций (ROCE):
img width="307" height="54" src="/upload/content/1582184185_28.files/image094.jpg"
ROE представляет наибольший интерес с точки зрения учета интересов собственников пр-тия, поскольку характеризует, насколько эффективно компания использует собственный капитал. В аналитической практике используются модели ROE, позволяющие выявить и оценить компоненты, формирующие ее изменение. Модель фирмы «DuPont» представляет факторы, формирующие ROE:
img width="307" height="95" src="/upload/content/1582184185_28.files/image095.jpg"
Как показывает приведенная модель, пр- тие может использовать три рычага изменения ROE: рентабельность продаж (NPM), т.е. чистая прибыль, полученная с каждого рубля выручки от продаж; коэффициент оборачиваемости активов, являющийся одним из осн. показателей деловой активности пр-тия- подгруппы системы показателей финансового состояния пр-тия; коэффициент финансовой зависимости- показатель финансовой устойчивости предприятия, функционально связанный с таким важнейшим показателем, как плечо финансового рычага. Данное сочетание факторов представляется наиболее рациональным, поскольку в модель включены индикаторы, характеризующие эффективность реализации, деловую активность пр-тия, а также структуру источников финансирования его деятельности. Из приведенной модели видно, что пр-тие может добиваться одного и того же уровня ROE с использованием разных комбинаций факторов в зависимости от складывающейся на рынке ситуации. Регулирование различных составляющих ROE требует и различных решений не только в финансовой, но и в производственной, маркетинговой и других сферах деятельности пр-тия. Модель позволяет оценить не только влияние представленных в ней в явном виде факторов, но и дать более развернутый анализ рентабельности. Произведение первых двух факторов: рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов- рентабельность активов (ROA):
img width="309" height="61" src="/upload/content/1582184185_28.files/image096.jpg"
ROA- осн. критерий эффективности, в соответствии с которым пр-тие распределяет свои ресурсы и управляет ими. В отличие от ROE, рентабельность активов оценивает прибыльность не только средств собственников, но и различных кредиторов, за счет средств которых сформирован соответствующий состав и структура активов пр-тия. Кроме того, при использовании модели «DuPont» существует возможность оценки использования отдельных видов активов пр-тия, напр., осн. средств:
img width="303" height="64" src="/upload/content/1582184185_28.files/image097.jpg"
Второй показатель в приведенной выше модели представляет собой как коэффициент оборачиваемости осн. средств (фондоотдачу), а третий- характеризует структуру активов пр-тия (доля осн. средств в общей величине активов). Такое развернутое представление ROA может быть использовано в модели «DuPont» при оценке влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала. Факторы, формирующие ROE, позволяют изучить возможности устойчивого развития компаний. Для акционерных пр-тий в условиях, когда для финансирования деятельности не проводится дополнительная эмиссия акций, а также пр- тий, которые имеют другие организационно-правовые формы, формируется в целом следующий цикл: рост продаж требует роста активов для произ-ва и реализации продукции, а рост активов требует роста собственного капитала за счет нераспределенной прибыли и заемных средств. Рост заемного и собственного капитала определяет скорость увеличения активов, что в свою очередь ограничивает темпы роста объемов продаж. Т.о., осн. ограничением роста в данной ситуации является изменение собственного капитала, а тот, в свою очередь определяется наличием и динамикой нераспределенной прибыли. Показатель устойчивого роста определяется:
img width="315" height="71" src="/upload/content/1582184185_28.files/image098.jpg"
Если пр-тие не является акционерным обществом, то при расчете вместо показателя прибыли после выплаты дивидендов используется величина чистой прибыли после всех платежей и отчислений, производимых из нее.
img width="322" height="175" src="/upload/content/1582184185_28.files/image099.jpg"
Из приведенной модели видно, что существует только один устойчивый прирост продаж, соответствующий сложившимся значениям четырех факторов. Пр-тия, которые развиваются слишком быстро, будут испытывать недостаток денежных средств и их эквивалентов для обеспечения роста. Даже если увеличивать уровень зависимости от внешних источников финансирования, в конечном счете, прибыли может не хватить для обеспечения роста и покрытия долга одновременно. Устойчивый рост может быть также представлен:
img width="263" height="55" src="/upload/content/1582184185_28.files/image100.jpg"
Здесь ROA описывает операционную деятельность пр-тия (произ-во и реализацию), а остальные два показателя- финансовую политику- структуру капитала и распределение (реинвестирование) прибыли. Т.о., темпы устойчивого роста- это ряд изменений всех комбинаций роста и рентабельности, которые приводят к сбалансированности роста, а проблема устойчивого роста- проблема управления избытком или недостатком денежных средств.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика