СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Ситуация социальная
результат взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период [21.– С.464].
Источник: Социология. Словарь.
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. situation, social; нем. Situation, soziale. Совокупность соц. факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность объективных и субъективных условий и процессов взаимодействия различных элементов социальной структуры в конкретных условиях места и времени, в ходе к-рого складывается уникальная, обладающая качественной спецификой, комбинация воспроизводящихся и неповторимых социальных факторов. С.с. стимулирует и детерминирует действия социальных субъектов, а также результат их взаимодействия. В зависимости от методологических ориентаций С.с. может рассматриваться как внешне-принудительная по отношению к субъекту (социологизм Дюркгейма) либо как субъект-включенная (номинализм Вебера). С.с. также испытывает влияние различных факторов и может изучаться как сочетание взаимосвязанных процессов, определяющих ее стабильность, и как сочетание процессов, вызывающих ее развитие и замену др. С.с.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1) рез-т взаимодействия различных элементов структуры соц. в конкретных условиях места и времени (1); 2) совокупность соц. факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени (2); 3) совокупность объективных и субъективных условий и процессов, детерминирующих характер протекания деятельности классов и различных соц., этнических, территориальных; демографических, профессиональных групп населения в конкретный период времени, позволяет определять как общее, так и особенное в жизни соц. групп (3). С. с. — это складывающаяся в процессе взаимодействия различных элементов соц. структуры (в конкретных условиях места и времени) уникальная, обладающая качественной спецификой, комбинация воспроизводящихся и неповторимых соц. факторов, к-рая стимулирует и опосредует деятельность соц. субъекта. В зависимости от методологических ориентаций С. с. может рассматриваться как внешне-принудительная по отношению к субъекту (социологизм Дюркгейма), либо как субъект-вклю-ченная (номинализм Вебера). С. с. также испытывает влияние различных факторов и может изучаться как сочетание взаимосвязанных процессов, определяющих ее стабильность, и как сочетание процессов, вызывающих ее развитие и замену др. С. с.
Лит.: 1) Ситуация социальная // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М.,1995; 2) Ситуация социальная // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998; 3) Ситуация социальная // Социологический словарь. Минск, 1991; 4) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. А. С. Качалян
Лит.: 1) Ситуация социальная // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М.,1995; 2) Ситуация социальная // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998; 3) Ситуация социальная // Социологический словарь. Минск, 1991; 4) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. А. С. Качалян
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность значимых для личности условий и обстоятельств, оказывающих влияние на структуру и содержание жизнедеятельности людей, на их восприятие и интерпретацию объективных параметров среды, определяющих характер и результат управленческого воздействия. Условия, в которых протекает жизнь людей, представляют собой не простую совокупность (конгломерат) отдельных обстоятельств (факторов): экономических, организационных, культурных, психологических и т.п., а их сочетание - системную, качественную ситуацию, определяемую самим субъектом социального действия.
Такое понимание СС первыми задали У. Томас и Ф. Знанецкий, которые указали, что СС содержит три типа данных: объективные условия, в которых действует индивид или общество; уже существующие у индивида или группы установки, которые в данный момент оказывают реальное влияние на поведение; и определение СС, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок». Они сделали вывод, который стал методологическим принципом феноменологического анализа СС: объяснение любого конкретного акта поведения человека должно строиться на основе реконструкции тех значений, которые объекты имеют для индивида. При этом люди могут руководствоваться вымышленными мотивами и несуществующими предметами (квазиобъектами). Феноменологический анализ СС основывается на «теореме Томаса»: если люди определяют СС как реальность, то она действительно становится реальностью по своим последствиям. А. Шюц подчёркивал, что СС для каждого человека – это биографическая СС, обусловленная как предшествующим опытом, так и актуальными особенностями восприятия и переживания совокупности условий жизни. Им были заданы и модусы СС: как пространство возможностей, как совокупность интерсубъективно значимых событий и как биографически детерминированная (жизненная) СС. Т.М. Дридзе указывает, что в СС следует различать два аспекта: онтологический – совокупность предметных аспектов, составляющих образ жизни и интенциональный – определённое восприятие, переживание, принятие образа жизни, как жизненный мир личности, не сводимый к осознанию статусно-ролевых позиций. Таким образом, СС – это интерсубъективная конструкция локуса жизненной среды, в которой «объекты» – это значимые для участника СС фрагменты реальности. Выделение объектов для субъекта осуществляется посредством процедуры категоризации – присвоения фрагменту реальности определённого названия. Категории, которыми пользуются люди в процессе познания и в процессе обмена знаниями, отражают не столько свойства, присущие объектам, сколько прагматические и коммуникативные аспекты совместной деятельности. В рамках когнитивного подхода СС выглядит как дискурсивная модель – описание контекста, в котором встречаются объекты и действия.
При этом рамки и содержание контекста обусловлены целью и практическим смыслом участников взаимодействия. Модель практической деятельности чувствительна к дискурсивной модели СС. Управленческое воздействие, чтобы быть эффективным, должно быть направлено на релевантные предметы жизненной среды и проблемные жизненные СС. Когнитивный анализ СС – экспликация схемы представлений о структуре жизненной среды и жизненной СС. В когнитивном подходе организационная СС выглядит как поле интерференции дискурсов, как множество «организационных реальностей». Такая дискурсивная СС особенно характерна для самоорганизующихся коллективов и сложных социокультурных систем типа «город», управление которыми есть не столько управление материальными ресурсами и структурами, сколько управление проектами конструирования жизненного пространства совокупности акторов с разновекторными интенциями. Для успешного управления проблемной жизненной СС необходимо строить адекватную модель, состоящую из следующих компонентов: важность и острота проблем с точки зрения респондента; связи между проблемами в настоящем и прошлом; тип 188 проблем: проблемы-цели, проблемы заботы, проблемы-тревоги, проблемы адаптации; факторы, воздействующие на возникновение и существование проблемной жизненной СС; возможности воздействовать на ход решения проблем (тип ресурсов и проекты); «цена» решения проблем (объём ресурсов, усилия, последствия). Изучение проблемной жизненной СС осуществляется качественными методами, среди которых особо следует выделить метод кейс стади (case study.).
Лит.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994; Шюц А. Размышления о проблеме релевантности. Гл. 7. Биографическая ситуация // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004; Дейк Т.А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989; Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003; Козина И. М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4М, 1995, № 5-6. С.В. Пирогов
Такое понимание СС первыми задали У. Томас и Ф. Знанецкий, которые указали, что СС содержит три типа данных: объективные условия, в которых действует индивид или общество; уже существующие у индивида или группы установки, которые в данный момент оказывают реальное влияние на поведение; и определение СС, представляющее собой более или менее ясную концепцию условий и осознание установок». Они сделали вывод, который стал методологическим принципом феноменологического анализа СС: объяснение любого конкретного акта поведения человека должно строиться на основе реконструкции тех значений, которые объекты имеют для индивида. При этом люди могут руководствоваться вымышленными мотивами и несуществующими предметами (квазиобъектами). Феноменологический анализ СС основывается на «теореме Томаса»: если люди определяют СС как реальность, то она действительно становится реальностью по своим последствиям. А. Шюц подчёркивал, что СС для каждого человека – это биографическая СС, обусловленная как предшествующим опытом, так и актуальными особенностями восприятия и переживания совокупности условий жизни. Им были заданы и модусы СС: как пространство возможностей, как совокупность интерсубъективно значимых событий и как биографически детерминированная (жизненная) СС. Т.М. Дридзе указывает, что в СС следует различать два аспекта: онтологический – совокупность предметных аспектов, составляющих образ жизни и интенциональный – определённое восприятие, переживание, принятие образа жизни, как жизненный мир личности, не сводимый к осознанию статусно-ролевых позиций. Таким образом, СС – это интерсубъективная конструкция локуса жизненной среды, в которой «объекты» – это значимые для участника СС фрагменты реальности. Выделение объектов для субъекта осуществляется посредством процедуры категоризации – присвоения фрагменту реальности определённого названия. Категории, которыми пользуются люди в процессе познания и в процессе обмена знаниями, отражают не столько свойства, присущие объектам, сколько прагматические и коммуникативные аспекты совместной деятельности. В рамках когнитивного подхода СС выглядит как дискурсивная модель – описание контекста, в котором встречаются объекты и действия.
При этом рамки и содержание контекста обусловлены целью и практическим смыслом участников взаимодействия. Модель практической деятельности чувствительна к дискурсивной модели СС. Управленческое воздействие, чтобы быть эффективным, должно быть направлено на релевантные предметы жизненной среды и проблемные жизненные СС. Когнитивный анализ СС – экспликация схемы представлений о структуре жизненной среды и жизненной СС. В когнитивном подходе организационная СС выглядит как поле интерференции дискурсов, как множество «организационных реальностей». Такая дискурсивная СС особенно характерна для самоорганизующихся коллективов и сложных социокультурных систем типа «город», управление которыми есть не столько управление материальными ресурсами и структурами, сколько управление проектами конструирования жизненного пространства совокупности акторов с разновекторными интенциями. Для успешного управления проблемной жизненной СС необходимо строить адекватную модель, состоящую из следующих компонентов: важность и острота проблем с точки зрения респондента; связи между проблемами в настоящем и прошлом; тип 188 проблем: проблемы-цели, проблемы заботы, проблемы-тревоги, проблемы адаптации; факторы, воздействующие на возникновение и существование проблемной жизненной СС; возможности воздействовать на ход решения проблем (тип ресурсов и проекты); «цена» решения проблем (объём ресурсов, усилия, последствия). Изучение проблемной жизненной СС осуществляется качественными методами, среди которых особо следует выделить метод кейс стади (case study.).
Лит.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994; Шюц А. Размышления о проблеме релевантности. Гл. 7. Биографическая ситуация // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004; Дейк Т.А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989; Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003; Козина И. М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4М, 1995, № 5-6. С.В. Пирогов
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.