особый тип информационных систем, предназначенных для обеспечения органов власти современными технологиями, программными и техническими средствами сбора, обработки и анализа информации, для постановки и решения ими актуальных управленческих проблем. СЦ интегрируют в своей структуре: 1) подсистемы поддержки принятия управленческих решений (Decision Support System), 2) презентационные центры (Presentation Center) и 3) оперативный состав (коллектив потребителей графической информации, экспертов),готовящий, на основе представленной ситуационной модели, проекты решений некоторой совокупности стратегических или оперативных задач . Оперативные СЦ настроены на объекты различного класса: предприятие (компания), чья-то задача, какой-то процесс, кампания, проект, крупная акция, однородная функция значительных масштабов и т.п. Стратегические СЦ решают более масштабные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку объектов класса: крупное предприятие (холдинг), отрасль, регион, страна, сложный распределенный в пространстве и времени процесс.
Основное отличие СЦ от традиционных систем автоматизации управления состоит в том, что они позволяет группе экспертов в режиме реального времени с использованием программных методов получения и обработки больших объемов знаний и информации, оценить проблемную ситуацию, построить и «проиграть» сценарии развития ситуации, а также смоделировать и проанализировать последствия управленческих решений. Впервые подобие СЦ было использовано США в решении карибского кризиса в 1960-е. Несмотря на это, в научном сообществе принято считать, что первый реально действующий СЦ появился лишь вначале 1970-х в Чили в период крайне сложной социально-экономической и политической обстановки в этой стране. Президент С. Альенде первым осознал, что его страна сможет выжить в том случае, если будут найдены кардинально новые подходы к управлению. Идеология функционирования, принципы построения СЦ, основанные на интеграции в одной организационно- функциональной структуре управленческих, информационных, технических, программных, телекоммуникационных и др. видов ресурсов для обеспечения оперативного анализа объекта и выработки управленческих решений, были сформулированы английским учёным С. Биром. В России толчком для появления первого ситуационного центра также послужило драматическое событие: авария на Чернобыльской АЭС в 1986, хотя концепция «ситуационного управления» (Ю.И. Клыков, Д.А. Поспелов) была разработана раньше. Создание к 2011 целостной системы распределенных СЦ органов государственной власти является фактическим результатом программы по их введению в эксплуатацию в администрации Президента России, Правительства, полномочных представителей Президента в федеральных округах, администраций регионов, некоторых министерств и ведомств, начатой ФСО РФ в 1996. 2005 год стал поворотным для развития практики использования СЦ в государственном управлении экономикой и социальной сферой, по сути, означившим принятие новой парадигмы, которая включает в себя: проектный, программно-целевой подход к управлению, социальное проектирование как вид управленческой деятельности, широкое привлечение экспертных групп для разработки проектов управленческих решений. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий в современном мире проявилось в информатизации государственного управления во всех ведущих странах, где были созданы системы СЦ как управленческой инфраструктуры для решения задач внутренней и внешней политики. В зависимости от области применения, название СЦ варьируется в разных странах: «ситуационная комната», «центр командования и управления», «кризисный центр», «чрезвычайный центр», «Форсайт- центр». Со временем изменилась и начальная концепция СЦ, в которую была заложена технология «управления данными» или «управления информацией», а деятельность СЦ сводилась к отображению информации для её обсуждения по заранее спланированному сценарию.
На смену старым пришли новые технологии «управления знаниями», позволяющие перейти к реальной генерации идей в условиях меняющейся информационной среды. В основу технологии «управления знаниями» положена возможность накопления знаний о решениях в схожих актуальных ситуациях, накопления сведений о людях и организациях, способных выступить экспертами в той или иной области. СЦ переходят из состояния «замкнутых» систем в систему распределенных СЦ, где сбор и агрегирование информации, генерация новых знаний осуществляется сообществом экспертов в режиме реального времени и удаленного доступа к информации.
Такая технология называется «система взаимодействия» или «система обмена и распределения информации». Специализированные программные средства позволяют: 1) формировать исходные данные из различных источников: анкеты, опросные листы для экспертов; 2) создавать библиотеку проводимых экспертных опросов, использующих разнообразные методы оценивания; 3) предоставлять экспертам возможность единовременной работы с подготовленными материалами, формой анкеты с удаленных рабочих мест в режиме реального времени. Перспективы применения цифровых технологий с точки зрения организации коллективного «мозгового штурма» и «генерации идей», обеспечения участия территориально разделенных экспертных групп связываются с развитием инструментария отображения информации в стереоскопическом режиме. Например, видеоконференция в формате телеприсутствия и создание виртуальной переговорной, в том числе с использованием инструментов совместной работы над документами. Визионариум – это инновационный мультимедиа инструмент, который позволяет наглядно представить ситуацию в социальной, экономической, политической и других сферах жизнедеятельности общества в виде пространственной модели, обеспечивая визуализацию множества показателей и связей между ними в трехмерном пространстве с эффектом присутствия и манипулирования ситуационной моделью. Сенсорные устройства управления позволяют участникам взаимодействовать с пространственными моделями: масштабировать, вращать и производить различные операции с моделью, выбирать вид визуализации, а также получать детализацию по интересующим объектам (drill down), вносить пометки, комментарии, которые в реальном времени визуализируются в пространстве для коллективной работы. Специфика решаемых задач и интенсивность развития системы распределенных СЦ органов государственной власти, с позиции социологии управления, может быть расценена как насущная потребность органов власти в замещении или компенсации недостатков в выполнении функций действующих управленческих структур. Тенденции и приоритетность реализации федеральной программы информатизации государственного управления, развития системы СЦ определяются в постановке научных и практических задач: 1) формирование информационно-коммуникативной системы взаимосвязанных СЦ как управленческой инфраструктуры (Н.И. Ильин); 2) модернизация существующих методов организационной и технологической поддержки экспертной деятельности и внедрение перспективных инструментов обеспечения группового решения управленческих проблем (А.Н. Холин); 3) поиск соответствия модели социального объекта, содержащего управление как элемент собственной структуры (А.В. Тихонов), методологической организации исследования проблем управления и проектирования будущего состояния этого объекта, в том числе вопросы использования единой методологической организации деятельности системы распределенных СЦ.
Лит.: Ильин Н.И. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. М.: МедиаПресс, 2011; Клыков Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М., 1974; Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М., 1986; Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследования / Отв. ред. А.В. Тихонов. М., 2010; Холин А.Н., Корнилович В.А. Ситуационный центр: методологическое и организационное обеспечение. Saarbrucken, 2012. В.А. Корнилович