СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

Найдено 1 определение
СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ
особый тип информационных систем, предназначенных для обеспечения органов власти современными технологиями, программными и техническими средствами сбора, обработки и анализа информации, для постановки и решения ими актуальных управленческих проблем. СЦ интегрируют в своей структуре: 1) подсистемы поддержки принятия управленческих решений (Decision Support System), 2) презентационные центры (Presentation Center) и 3) оперативный состав (коллектив потребителей графической информации, экспертов),готовящий, на основе представленной ситуационной модели, проекты решений некоторой совокупности стратегических или оперативных задач . Оперативные СЦ настроены на объекты различного класса: предприятие (компания), чья-то задача, какой-то процесс, кампания, проект, крупная акция, однородная функция значительных масштабов и т.п. Стратегические СЦ решают более масштабные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку объектов класса: крупное предприятие (холдинг), отрасль, регион, страна, сложный распределенный в пространстве и времени процесс.
Основное отличие СЦ от традиционных систем автоматизации управления состоит в том, что они позволяет группе экспертов в режиме реального времени с использованием программных методов получения и обработки больших объемов знаний и информации, оценить проблемную ситуацию, построить и «проиграть» сценарии развития ситуации, а также смоделировать и проанализировать последствия управленческих решений. Впервые подобие СЦ было использовано США в решении карибского кризиса в 1960-е. Несмотря на это, в научном сообществе принято считать, что первый реально действующий СЦ появился лишь вначале 1970-х в Чили в период крайне сложной социально-экономической и политической обстановки в этой стране. Президент С. Альенде первым осознал, что его страна сможет выжить в том случае, если будут найдены кардинально новые подходы к управлению. Идеология функционирования, принципы построения СЦ, основанные на интеграции в одной организационно- функциональной структуре управленческих, информационных, технических, программных, телекоммуникационных и др. видов ресурсов для обеспечения оперативного анализа объекта и выработки управленческих решений, были сформулированы английским учёным С. Биром. В России толчком для появления первого ситуационного центра также послужило драматическое событие: авария на Чернобыльской АЭС в 1986, хотя концепция «ситуационного управления» (Ю.И. Клыков, Д.А. Поспелов) была разработана раньше. Создание к 2011 целостной системы распределенных СЦ органов государственной власти является фактическим результатом программы по их введению в эксплуатацию в администрации Президента России, Правительства, полномочных представителей Президента в федеральных округах, администраций регионов, некоторых министерств и ведомств, начатой ФСО РФ в 1996. 2005 год стал поворотным для развития практики использования СЦ в государственном управлении экономикой и социальной сферой, по сути, означившим принятие новой парадигмы, которая включает в себя: проектный, программно-целевой подход к управлению, социальное проектирование как вид управленческой деятельности, широкое привлечение экспертных групп для разработки проектов управленческих решений. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий в современном мире проявилось в информатизации государственного управления во всех ведущих странах, где были созданы системы СЦ как управленческой инфраструктуры для решения задач внутренней и внешней политики. В зависимости от области применения, название СЦ варьируется в разных странах: «ситуационная комната», «центр командования и управления», «кризисный центр», «чрезвычайный центр», «Форсайт- центр». Со временем изменилась и начальная концепция СЦ, в которую была заложена технология «управления данными» или «управления информацией», а деятельность СЦ сводилась к отображению информации для её обсуждения по заранее спланированному сценарию.
На смену старым пришли новые технологии «управления знаниями», позволяющие перейти к реальной генерации идей в условиях меняющейся информационной среды. В основу технологии «управления знаниями» положена возможность накопления знаний о решениях в схожих актуальных ситуациях, накопления сведений о людях и организациях, способных выступить экспертами в той или иной области. СЦ переходят из состояния «замкнутых» систем в систему распределенных СЦ, где сбор и агрегирование информации, генерация новых знаний осуществляется сообществом экспертов в режиме реального времени и удаленного доступа к информации.
Такая технология называется «система взаимодействия» или «система обмена и распределения информации». Специализированные программные средства позволяют: 1) формировать исходные данные из различных источников: анкеты, опросные листы для экспертов; 2) создавать библиотеку проводимых экспертных опросов, использующих разнообразные методы оценивания; 3) предоставлять экспертам возможность единовременной работы с подготовленными материалами, формой анкеты с удаленных рабочих мест в режиме реального времени. Перспективы применения цифровых технологий с точки зрения организации коллективного «мозгового штурма» и «генерации идей», обеспечения участия территориально разделенных экспертных групп связываются с развитием инструментария отображения информации в стереоскопическом режиме. Например, видеоконференция в формате телеприсутствия и создание виртуальной переговорной, в том числе с использованием инструментов совместной работы над документами. Визионариум – это инновационный мультимедиа инструмент, который позволяет наглядно представить ситуацию в социальной, экономической, политической и других сферах жизнедеятельности общества в виде пространственной модели, обеспечивая визуализацию множества показателей и связей между ними в трехмерном пространстве с эффектом присутствия и манипулирования ситуационной моделью. Сенсорные устройства управления позволяют участникам взаимодействовать с пространственными моделями: масштабировать, вращать и производить различные операции с моделью, выбирать вид визуализации, а также получать детализацию по интересующим объектам (drill down), вносить пометки, комментарии, которые в реальном времени визуализируются в пространстве для коллективной работы. Специфика решаемых задач и интенсивность развития системы распределенных СЦ органов государственной власти, с позиции социологии управления, может быть расценена как насущная потребность органов власти в замещении или компенсации недостатков в выполнении функций действующих управленческих структур. Тенденции и приоритетность реализации федеральной программы информатизации государственного управления, развития системы СЦ определяются в постановке научных и практических задач: 1) формирование информационно-коммуникативной системы взаимосвязанных СЦ как управленческой инфраструктуры (Н.И. Ильин); 2) модернизация существующих методов организационной и технологической поддержки экспертной деятельности и внедрение перспективных инструментов обеспечения группового решения управленческих проблем (А.Н. Холин); 3) поиск соответствия модели социального объекта, содержащего управление как элемент собственной структуры (А.В. Тихонов), методологической организации исследования проблем управления и проектирования будущего состояния этого объекта, в том числе вопросы использования единой методологической организации деятельности системы распределенных СЦ.
Лит.: Ильин Н.И. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. М.: МедиаПресс, 2011; Клыков Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М., 1974; Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М., 1986; Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследования / Отв. ред. А.В. Тихонов. М., 2010; Холин А.Н., Корнилович В.А. Ситуационный центр: методологическое и организационное обеспечение. Saarbrucken, 2012. В.А. Корнилович

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
162.39 кб

Технологии ситуационного центра в высшем образовании

Филимонов Вячеслав Аркадьевич, Чернявская Валентина Станиславовна
В статье представлена основная информация о ходе нового научного проекта инновационного характера.
Читать PDF
62.97 кб

Обучающий ситуационный центр в вузах культуры и искусств

Иотова Валерия Юрьевна
Читать PDF
371.05 кб

Системное мышление и кросс-технологии ситуационного центра

Филимонов Вячеслав Аркадьевич
Рассматривается задача реализации системного подхода многодисциплинарным коллективом. Описываются различные аспекты формирования системных представлений.
Читать PDF
193.87 кб

Рефлексия в технологиях ситуационного центра: метакомпетенция педагога

Серова Евгения Павловна
Представлен инновационный подход к подготовке педагогов в рамках высшего профессионального образования. Анализируются методическая система развития личностной рефлексии и технология работы учебных ситуационных центров.
Читать PDF
189.36 кб

Управленческий потенциал обратной связи в технологиях ситуационного центра

Фадеев Евгений Вячеславович, Чернявская Валентина Станиславовна
Обоснованы положения о том, что обратная связь в деятельности ситуационных центров играет ведущую роль, обеспечивая эффективность управленческой деятельности за счет предоставления информации о соответствии текущего состояния упра
Читать PDF
85.83 кб

Учебный ситуационный центр оперативного управления - новые технологии обучения

Манышев В. В.
В статье рассматривается внедрение ситуационных центров в учебный процесс как одна из новых форм преподавания в вузах МВД России и вопросы методологического обеспечения учебного процесса.
Читать PDF
176.29 кб

Ситуационный центр как средство саморегуляции личности: кросскультурный подход

Батоцыренов Валерий Батожаргалович, Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна
Статья посвящена исследованию специфики саморегуляции личности российских и китайских студентов как кросскультурной проблемы средствами технологий ситуационного центра.
Читать PDF
795.18 кб

Групповое решение управленческих проблем в информационной среде ситуационного центра

Корнилович Владимир Адамович, Холин Александр Николаевич
Читать PDF
587.29 кб

Роль учебных ситуационных центров в формировании профессиональных компетенций у студентов

Агафонова Ольга Владимировна, Цацкина Елена Петровна
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования профессиональных компетенций у студентов социально-политических направлений подготовки в Московском государственном лингвистическом университете.
Читать PDF
1.89 мб

Модули ситуационного центра для проектной группы и их применение в вузе для обучения информатике

Устинова О. В.
Clause is devoted to the development of model of training defining success of training of design group of the situational center on the basis of system of structures of knowledge, including elements «a technique of training» and «
Читать PDF
153.92 кб

Технологии ситуационного центра в чрезвычайных ситуациях: профессиональные стратегии клинического пс

Кравцова Анастасия Юрьевна
Дано обоснование технологии ситуационного центра как новой для реализации в пространстве медицинского вуза и отвечающей задачам формирования профессиональных компетенций будущего психолога.
Читать PDF
237.56 кб

Деловая игра как один из способов реализации проблемного обучения в учебном ситуационном центре опер

Манышев В.В., Брагин А.А.
В статье рассматриваются способы реализации проблемного обучения при проведении деловых игр в учебном ситуационном центре оперативного управления, которые развивают у курсантов оперативное мышление и формируют практические навыки
Читать PDF
819.95 кб

Внедрение ситуационных центров в образование как новая форма активного обучения курсантов и офицеров

Мухин Владимир Иванович
В статье предложена новая активная игровая форма обучения курсантов и офицеров в ситуационных центрах военных вузов.
Читать PDF
395.66 кб

Комплексное повышение компетенции пользователей системы распределенных ситуационных центров с исполь

Цветков Валерий Анатольевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич
Групповое принятие решений работа в среде системы распределенных ситуационных центров требует широкого спектра знаний и умений, включая такие области как: философия, психология, математика, биология, термодинамика и даже квантовая
Читать PDF
1.04 мб

Кластерное сетевое взаимодействие ситуационных центров в системе образования как профилактика угроз

Иванова Светлана Васильевна, Холодцова Ирина Ивановна
В статье предпринята попытка систематизации понятий «сетевое образовательное взаимодействие», «образовательный кластер», «сетевое взаимодействие кластерного типа».