СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
научная процедура, в основе которой лежит ситуационный подход, суть которого в поливариативном достижении цели во время принятия или реализации управленческого решения с учетом прогнозируемых и вероятностных обстоятельств. СА – детализация влияния отношений управления на их результат в конкретных условиях места и времени. Установление зависимостей между условием объективных социальных факторов и субъективными представлениями людей. СА основан на модели самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, ориентирующей исследователя на раскрытие внутреннего механизма поведения объекта, различных уровней его структурной организации, которая определяется законами его поведения как определенной целостности. В СА могут быть применены системный, типологический, структурно-функциональный, факторный и другие виды анализа на теоретическом и эмпирическом уровнях. Цель применения СА – поиск методов и технологий, максимально адаптированных к ситуации. СА может изменяться по содержанию ситуации, по виду управленческого решения во времени, по ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений, по методам и технологиям реализации управленческих решений. Этапы СА: определение изучаемого объекта как ситуации, а ситуации как системы; определение границ управляемости ситуации. Постановка цели – необходимого или желаемого состояния, к которому стремится система управления; описание факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия, определение набора необходимых условий для нормального функционирования и развития; выделение компонентов или структур, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие, описание связей координации, существующих в ситуации между основными элементами. Общая логика СА соответствует технологии: «цель-средство-результат». Суть СА – построение жизнеспособной модели управления ситуаций. Согласно У. Томасу и Ф. Знанецкому, ситуация – процесс восприятия и интерпретации индивидом объектов и явлений в зависимости от системы социокультурных ценностей субъекта восприятия.
Лит.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998; Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998. Н.М. Лавренюк

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
В социологии труда это комплексное исследование, ориентированное на решение конкретной социальной проблемы, возникшей в сфере труда.
Ситуация как объект анализа имеет событийные и временные рамки, в границах которых существует проблема. Последняя возникает, когда все или некоторые участники взаимодействия начинают ощущать существующий или предлагаемый порядок как не соответствующий должному. Возникновение проблемы — стимул развития ситуации. В случае если противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу становятся явными и требующими согласования и разрешения, говорят о конфликтной ситуации. Значимые события в рамках динамики ситуации называются эпизодами. Ситуации различаются по степени насыщенности эпизодами, которые могут быть разными либо повторяющимися. По временному признаку ситуации рассматриваются как прошлые, настоящие и будущие. Временные границы ситуации могут быть четкими или размытыми. Напр., четкие границы имеют ситуации сокращения кадров или аварии на производстве. Размытыми могут быть границы произв. конфликта.
Динамика ситуации может быть обусловлена внешними факторами (объективным развитием событий) или результатом взаимодействия людей, стремящихся подчинить себе ситуацию, изменить ее в соответствии со своими целями.
С. а. принято выделять следующие факторы (элементы), влияющие на возникновение и развитие ситуации: 1. Предметный мир произ-ва (местоположение, территория, здания, оборудование, материалы и продукты произ-ва). 2. Нормы, действующие на момент возникновения и развертывания проблемной ситуации: законы, регулирующие произ-во и трудовые отношения; формальные правила, установленные на предприятии, и неформальные нормы, традиции, ценности. 3. Структура формального неформального взаимодействия между людьми, включенными в проблемную ситуацию (кто кому подчиняется, кто с кем находится в производств, взаимодействии, в дружеских (родственных) либо, напротив, во враждебных отношениях). 4. Цели и мотивы (обоснования) действий индивидов и групп, включенных во взаимодействие. Как правило, здесь фиксируется ориентация на собственные интересы субъектов, других людей, или на объективные условия. 5. Ресурсы индивидов и групп, включенных во взаимодействие. Индивиды или группы, обладающие значительными ресурсами (деньги, власть, солидарность), чтобы повлиять на ситуацию, называются субъектами ситуации. Они воздействуют на ситуацию разными способами, увеличивая либо ослабляя напряженность в развитии событий. 6. Определения ситуации действующими лицами (субъективные представления, персональные версии событий). 7. Поведенч. стратегии в рамках проблемной ситуации. В зависимости от того, как она определяется участниками событий, их поведение может быть планомерным, предсказуемым или хаотичным, активным или пассивным, успешным или безуспешным.
В литературе для описания субъективного представления о ситуации используется ряд близких терминов: «конструкт», «фрейм», «схема», «модель дискурса», «ментальная карта», «образ» и т. п. В определении ситуации важны когнитивные и эмоциональные аспекты, предопределяющие ее восприятие, интерпретации и оценки. Когнитивные аспекты — это тематическое структурирование, степень дифференцированности содержания, иерархия эпизодов, оценки ситуации по шкалам: простоты— сложности, понятности—непонятности, новизны—известности, центрации—децентрации содержания, стабильности—изменчивости, абстрактности—конкретности представлений. В анализ когнитивных аспектов включается также механизм номинации и стигматизации, т. е. приписывания «ярлыка», напр, «смутьян» — «защитник рабочих». Эмоциональные аспекты — это отношение
В ситуации как личностно значимой либо незначимой, несущей положительные либо отрицательные впечатления, потенциально опасной или безопасной. Определения ситуации разными действующими лицами анализируются по критериям согласованности либо несогласованности интерпретаций. Здесь возможна оценка степени конформности, единомыслия индивидов и групп, включенных в ситуацию.
Основателем С. а. считается психолог К. Левин (К. Levin), предложивший теорию личностного и внешнего полей (теория поля), причем поведение представляет собой функцию личности (ее аттитюды — социальные установки) и не зависящей от индивида ситуации. В 60-е гг. XX в. в психологии формируется направление психологии среды (Р. Баркер ( R. Barker)). Среду (следом за Левиным) он понимал как комплекс условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Это направление скорректировало преувеличенное представление о значимости личностных черт в поведении при недооценке анализа внелично-стных ситуационных факторов («фундаментальная ошибка атрибуции», т. е. приписывание «задним числом» личностных объяснений поступка).
Для С. а. наиболее адекватна методология case study, или «описание случая». Такие исследования не претендуют на распространение выводов на все предприятия, но способствуют более глубокому пониманию взаимосвязи между элементами ситуации.
Лит.: Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. № 1; Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период / Ред. В. И. Кабалина. — М.: РОССПЭН, 1997; Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. — М.: «Аспект-Пресс», 1999.
С. Г. Климова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.