Славянофильство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
vophilia; нем. Slavophilie; Slawophi-lentum. Направление русской обществ, и фи-лос. мысли 40-50 гг. XIX в., выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. См. ЗАПАДНИЧЕСТВО, ПАНСЛАВИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Славянофильство
направление в русской общественной мысли XIX в., основанное на идее уникальности русского исторического пути. С точки зрения славянофилов русскому культурно-историческому типу, в отличие от Запада, где господствуют аморализм и бездуховность, присущи религиозно-нравственное «соборное» начало и самодержавная власть.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
Одно из наиболее влиятельных течений в русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать 3 начала: православие, самодержавие, народность. Этот путь должен выразить в себе соборное (коллективистское) начало, традиционно присущее русскому народу. Более того, Россия в силу якобы ее особого положения и веса в мире должна “дать миру какой-нибудь важный урок” (П.Я. Чаадаев), повести за собой другие народы и выполнить тем самым роль миссионера. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как “безбожная”, с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и покупается, включая и самого человека. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им. В развитие основных идей С. большой вклад внесли известные писатели, ученые и мыслители того времени И.В. Киреевский, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Центром С. являлась Москва, где его сторонники вели активные споры со своими оппонентами-западниками, выпускали печатные издания. Славянофилы выступали за отмену крепостного права. Они были убеждены, что дальнейшее развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землевладения, исторически присущего русскому народу и якобы не несущего в себе социального расслоения. Идеи славянофилов популярны и в начале XXI в.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., представители которого выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов — в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Те же особенности развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (С., т.е. славянолюбие), данного им западниками. Славянофилов часто пытались представить в качестве ультранационалистов и шовинистов, смешивая их политические концепции с более поздними устремлениями панславизма. Один из активных деятелей славянофильского движения А. Кошелев пояснил, что своим названием это направление мысли обязано не столько своим программным идеям, сколько оценкам, сформулированным его противниками — западниками. Найти русский путь и открыть русский мир, сопоставив их с западными культурными и политическими образцами, но сопоставить так, чтобы подчеркнуть особенность, а, может быть, и избранность. Открыть свое, чтобы не идти за чужим. Такова была неизбежная логика поиска, за которым часто следовали утверждение и оправдание существующего или желаемого.
Позиции С. сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания «Философического письма» Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными славянофилами были П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг. Близким к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков.
В 40-50-х гг. по важнейшему вопросу — о пути исторического развития России, — славянофилы выступали в противовес западникам, против усвоения Россией форм западноевропейской политической жизни. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Славянофилы добивались устранения цензурного гнета, установления гласного суда с участием в нем выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной казни. Истинная вера, пришедшая на Русь из ее чистейшего источника — восточной церкви обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно славянофилам, жизнь восточной церкви, усматривалось ими в русской общине. Православие и традиции общинного уклада, согласно славянофилам, формировали глубинные основы русской души. Историческим воззрениям славянофилов была присуща (в духе романтической историографии) идеализация старой, допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоничным обществом, лишенным противоречий, не знавшим внутренних противоречий, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению славянофилов, со времен Петра I, произвольно нарушившего органическое развитие России, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма. В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.
Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому, Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Преимущество России перед Западом, считали славянофилы, заключается в ее молодости как державы. Молодой монархии нет причины завидовать все усложняющейся и непрочной политической системе Запада. Сами славянофилы попытались найти наиболее оптимальную политическую форму, преодолевающую пороки западней дряхлеющей демократии с ее корыстным расчетом и «арифметическим народоправством». Западной «революционной заразе» мог стать противостоянием, по мнению славянофилов, Славянский Союз, образованный православными народами Южной, Восточной Европы и России. В 1859 г. группа славянофильских идеологов подписалась под «Посланием сербам», ставшим манифестом течения. Еще ранее, в середине 40-х гг., Ф Тютчев формулирует ряд идей, положенных затем в основу панславистского движения. в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. произошло значительное сближение взглядов славянофилов и западников на почве либерализма. В пореформенной России С. как особое направление общественной мысли перестало существовать. Под влиянием славянофилов сложилось почвенничество. Некоторые консервативные черты учения славянофилов развивались в 70-80-х гг. в духе национализма и панславизма, т.е. поздними славянофилами Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистич

Липич Т. И.
В статье рассматривается диалог славянофилов и западников с немецкой идеалистической философией и немецким романтизмом.
Читать PDF

Славянофильство и евразийство: два возможных проекта переустройства кольца русской цивилизации

Зжу Чуньмин
Статья посвящена вопросу о двустороннем движении (устройство расстройство) кольца русской цивилизации и причинах этого движения.
Читать PDF

Славянофильство как парадигма социального развития России в условиях глобализации: к постановке проб

Звездина Елена Васильевна
В статье предлагается рассматривать славянофильство в качестве парадигмы социального развития России.
Читать PDF

Орест Миллер и славянофильство

Малинов Алексей Валерьевич
Рассматривается славянофильская публицистика Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), историка русской литературы, исследователя русского эпоса, первого биографа Ф.М.
Читать PDF

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК ТРАНСГРЕССИЯ

Бобков А.И., Федчин В.С.
Взгляд на славянофильствао как трансгрессию есть парадокс. Его традиционно рассматривают как консервативное возвращение к традиции, а значит, ставящего предел.
Читать PDF

А. С. Хомяков: славянофильская концепция просвещения

Криницкая Галина Степановна
В статье раскрывается история возникновения и сущность славянофильской концепции просвещения.
Читать PDF

Славянофильский и западнический образовательные мифы в рамках современного реформирования российской

Рябов Сергей Александрович
В российской истории большинство идеологических течений можно условно разделить на «славянофильские» и «западнические».
Читать PDF

К характеристике славянофильства

Липич Т. И.
Читать PDF

Об идейных истоках раннего славянофильства

Александров П. А.
The article is based on the analysis of ideological formation of the early Slavophil philosophy. The issue is paid a great attention in contemporary russian and foreign works
Читать PDF

Формирование национального дискурса в рамках славянофильской традиции

Кудряшев Вячеслав Николаевич
Исследуется становление славянофильского национального дискурса в аспекте определения парадигмы развития русской нации и выстраивания системы отношений с другими народностями в рамках единой государственности.
Читать PDF

Об актуальности славянофильской философии

Широкова Марина Алексеевна
Рассмотрены различные аспекты актуальности славянофильского наследия: проблема кризиса современной цивилизации, проблема человека в философии славянофилов, а также проблематика русского национального самосознания.
Читать PDF

Соотношение принципов личной свободы, народности и соборности в славянофильской социальной философии

Широкова Марина Алексеевна
Статья посвящена выяснению специфики концепции свободы личности в философии классического («раннего») славянофильтва. Автор полемизирует с мнением об отсутствии в славянофильском учении такой ценности, как свобода.