СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
модель крупных многоцелевых, многоуровневых и многопрофильных деловых (коммерческих и производственных) организаций, состоящих из нескольких относительно автономных подразделений, каждое из которых может быть рассмотрено как самостоятельная организация, и действующих в условиях высокой неопределенности (см. Ситуация высокой неопределенности). По содержанию деятельности, профилю используемых специалистов, целям, конечному продукту, технологии, потребляемому ресурсу, фрагменту внешней среды, с которым происходит взаимодействие, а также по принципам и направлениям работы каждое автономное подразделение может рассматриваться как отдельная (простая) организационная система. Часто эти подразделения отличаются также по стратегии и организационной структуре, принятым нормам и ценностям, способам восприятия ситуации и др. (см.: Стратегия организации; Структура организации; Организационная культура).
Одним из первых понятие «сложные организации» использовал А. Этциони, который рассматривал «современные организации» как многофакторные, многоцелевые и многосекционные образования (агрегированные совокупности разнородных и разноориентированных социальных групп) со сложным строением и гетерогенной природой. Представление о сложности организаций было изложено также в работах представителей эмпирической школы (П. Друкер, М. Зей-Феррел, А. Чендлер и др.).
Наиболее целостное представление о природе таких организаций сформировано представителями ситуационного подхода (Дж. Томпсон, П. Лоуренс и Дж. Лорш). Под данными организациями они понимали современные крупные многоэлементные коммерческие, производственные и сервисные организации, действующие в ситуации высокой неопределенности и отличающиеся сложностью структур (см. Ситуационный подход).
В этих инвайронментальных концепциях сложность строения современных организаций связывается с определенными свойствами внешней среды (см.: Инвайронментальные концепции организации;
Внешняя среда организации; Гетерогенность внешней среды), которая является одновременно источником разнородных ресурсов (природных, технико-техноло-гических, информационных, социальных) и организаций, контролирующих их распределение, с которыми организация сотрудничает или конкурирует (см. Целевое окружение). Процесс формирования С. О. описывается в терминах модели открытых систем (см. Организация как открытая система).
В работах Дж. Томпсона С. О. выступают как открытые многоэлементные системы, действующие в ситуации высокой неопределенности. Трактовка современных деловых организаций как сложных систем основывается на выделении в них двух профессиональных групп и двух типов подразделений, противоположных по целям, характеру условий, технологиям и принципам функционирования: техническое ядро и буферные подразделения. Они различаются прежде всего степенью открытости к воздействиям внешней среды (см. Отношения между техническим ядром и буферной зоной).
В концепции П. Лоуренса и Дж. Лорша представлена другая модель С. О., получивших название «комплексные организации». Сложность строения и логика функционирования комплексных организаций описываются посредством характеристики гетерогенности среды (см.: Комплексные организации; Гетерогенность внешней среды). Основная идея этой концепции заключается в том, что каждое подразделение взаимодействует со своим сегментом среды и вырабатывает для этого свои методы, технологию и структуру. В конечном счете, по мнению П. Лоуренса и Дж. Лорша. это приводит к формированию трех крупных и относительно автономных образований в рамках единой организации: отдел развития, отдел продаж, отдел производства (с дифференциацией подразделений внутри каждого отдела) (см. Функциональная структура управления). Степень дифференциации подразделений внутри данных образований пропорциональна уровню неопределенности внешней среды (см. Ситуация высокой неопределенности). Характерной чертой таких организаций выступает проблема обеспечения интеграции и преодоления конфликта между разнородными подразделениями, при этом чем выше уровень структурной дифференциации организации, тем больше требуется дополнительных средств для ее интеграции (см. Интеграция в организации).
Понятие С. О. широко используется в современной теории организации. Типичным примером С. О. являются организации, совмещающие три обособленных типа деятельности: опытно-конструкторские разработки, производственные операции, сбыт продукции. Каждый вид деятельности связан с функционированием относительно самостоятельных и обособленных подразделений, возглавляемых главными специалистами (см. Дивизиональная структура организации). Каждое подразделение использует свои технологии, тип профессионалов (см.: Персонал организации; Технология организации).
В результате формирования представлений о С. О. были пересмотрены положения об организации как системной целостности, возможности достижения высокого уровня баланса организации с внешней средой, внутреннего равновесия и интеграции (см. Принцип равновесия; Баланс организации с внешней средой), а также поставлена под сомнение возможность выработки единой стратегии организации, единой организационной культуры и морали (см.: Организационная культура; Мораль организационная; Школа социальных систем) и обоснованы понятия частичного баланса и эквилибристического равновесия (см. Эквилибристическое равновесие). Ряд положений о С. О. применяется в других инвайронментальных концепциях, например в организационной экологии, в которой природа С. О. связывается с гетерогенностью внешней среды и сосуществованием в их рамках организаций нескольких социальных популяций (см. Инвайронментальные концепции организации; Организационная экология; Социальная популяция).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 9