Сміх. Laughter. Эмоция, обеспечивающая индивиду или группе эмоциональную связь с другими индивидами или группами или дистанцироваться от них, давать оценку их действий и тем осуществлять контроль над ними. В более широком смысле С. – оценочное отношение к явлениям и процессам в социальной жизни вообще и культуре в частности, выражаемое в эмоциональной форме. Проблема С. всегда интересовала эстетическую мысль, но практически никогда не представала в качестве предмета специального социологического исследования. Однако С. как средство выражения социальных отношений в специфической (эмоциональной) оценочной форме представляет собой серьезную проблему для социологии культуры. Ее интересуют социальные причины, объекты и предметы насмешек, субъекты смеха, результат насмешек и целенаправленного высмеивания и пр. Но социолога не может не интересовать и феномен С. вообще, который до сих пор был только предметом эстетики и физиологии смеха. В эстетических и других работах по проблеме С., начало которым положено еще Аристотелем и продолжено Т. Гоббсом (Th. Hobbes), И. Кантом (I. Kant), Г. В. Ф. Гегелем (G. W. F. Hegel), А. Шопенгауэром (A. Schopenhauer), З. Фрейдом (S. Freud), А. Бергсоном (H. Bergson), Ч. Дарвиным (C. Darwin), М. Бахтиным, В. Проппом, Д. Лихачевым и многими другими, можно найти огромное количество данных, свидетельствующих о месте С. в духовной культуре того или иного исторического времени, предметах высмеивания, влиянии социальных событий и процессов, религии и т. д. на С., его формы... Но уже Леонардо да Винчи заметил, что выражение лица смеющегося фактически совпадает с выражением лица страдающего человека (кроме положения бровей), хотя при этом как бы проявляются разные эмоции. Иными словами С., если он добрый, не агрессивный (а значит и культурный), либо агрессивный, т. е. злой – выражает разные социальные отношения. Смыслом таких отношений в первом случае является выражение удовлетворенности или торжество победы, во втором – желание достичь победы, угроза или неудовлетворенность силой сопротивления контрагентов, которое не удалось преодолеть. Злой смех – это еще и скрытое выражение неудовлетворенности собой. Во втором случае предполагается возможность продолжения агрессии, которую не останавливает даже победа. Такое возможно потому, что С. и злорадство изначально связаны и поэтому С. свойствен оскал зубов, характерный для состояния запугивания, ярости, недовольства и страдания. Противоречие между физиологической гримасой и радостью победы стало основой комического вообще, признаком духовного превосходства смеющегося над предметом насмешки. Злой С. в этом плане – признак некоторой неуверенности в том, что победа окончательна. Социология культуры и должна выяснить социальный смысл подаваемого в форме С. знака, его содержание, социальный статус смеющегося, адекватна ли его эмоциональная оценка
предмета смеха. См. также Культура смеха, Культура стыда, Юмор и Юмор черный.
214.37 кб
Смех как основа понимания в человеческом общении
В статье рассматривается качественная категория смеховой культуры смех и его производные как основа понимания в межличностном общении.