соблазн
соблазн
1) по Ж. Бодрийяру - симуляции, особенно игры со знаками, способствуют приходу С. в повседневную постмодернистскую жизнь, под которым в самом общем смысле понимается «страсть иллюзии»: современные массмедийные эротические системы «разыгрывают «фетишистское» фиксированное извращение, ограниченное, очерченное моделями». Социолог считает, что ныне мир регулируется С. с помощью символического обмена, что предполагает отказ от желания – фактора линейной организации социокультурного пространства, в котором доминировала оппозиция мужского и женского начал, а экономика была ориентирована на производство. Отныне данная оппозиция преодолевается, включая отказ от силового мужского властвования и экономики, нацеленной на производство, что было характерно для промышленной эпохи. Социолог отмечает принципиально несиловой характер С. : женское начало соблазняет мужское, но не противопоставляется ему – на этом основании им осуществляется критика феминизма, который не способен снять указанную оппозицию; 2) по Ж. Липовецкому – «новая, мягкая, открытая, гибкая форма власти». Пример тому – власть моды. - Литература: Baudrillard, J. Seduction. New York: St. Martin’s Press, 1990; Baudrillard J. Fatal Strategies. New York: Semiotext(e), 1990; Lipovetsky, G. The Empire of Fashion: Dressing Modern Democracy. Princeton: Princeton University Press, 1994; Соблазн // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпресссервис; Книжный дом, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.