процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью С.п. является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения. Во многих аспектах С.п. совпадает с целями правового воспитания, поскольку она осуществляется с использованием тех же методов и средств воздействия на правосознание под влиянием господствующего в об-ве соц.-экономич. уклада, политич. режима идеологич. законодательства, нравственной атмосферы, традиций, общего образования и специального обучения. Термин "социализация" появился еще в 1836 г., но его коррелят - С.п. возник в 60-х гг. XX столетия в рамках исследований амер. школы правовой психологии. Ж. Карбонье (Франция) основной смысл С.п. сводит к процессу юридизации, а И. Сабо (Венгрия) - к процессу формирования юношеского правосознания. На Западе выработана методология исследования С.п. с учетом новейших данных в области соц. психологии, педагогики, политологии, философии и др. гуманитарных дисциплин; осуществлено множество исследований, среди к-рых выделяются работы А. Шайо (1986), Ж. Л. Таппа и Ф. Ж. Левина (1977), Е. Кона и С. Уайта (1985), Ш. Курильски (1986), И. Якубовской (1984-1986) и др. Лит.: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. СВ. Боботов.