СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адаптация социальная
процесс активного приспособления индивида к изменившейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Адаптация социальная
приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социальными обстоятельствами.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Адаптация социальная
процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям общества.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
успешное приспособление к социальному порядку: в стабильном обществе - посредством конформизма, в переходном - посредством бандитизма.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Адаптация социальная
приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Адаптация социальная
активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Адаптация социальная
Процесс приспособления индивида к изменениям социальной среды путем использования принятых в данной среде способов социального поведения и решения в первую очередь наиболее типичных, повторяющихся проблем.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс приспособления людей к социальным условиям путем усвоения и принятия системы норм, ценностей и стилей поведения, принятых в практике общества, а также процесс включения индивида или группы в социальную среду.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Адаптация социальная
Адаптація соціальна. Social adaptation. Процесс и результат приспособления индивида к нормам и правилам поведения в группе, предполагающий сочетание данных норм и правил с потребностями и стремлениями самого индивида.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Социальная адаптация
процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. adaptation, social; нем. Adaptation, soziale. Процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям соц. среды. См. АККОМОДАЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ, АМАЛЬГАМАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

адаптация социальная
social adaptation. - Приспособление индивида к жизни определенного социума, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятельности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за невыполнение этих норм.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т.к. происходят, постоянно изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. Социальные субъекты Не смогут, успешно функционировать и развиваться, если они потеряют способность и средства адаптации.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Адаптация социальная
вид взаимодействий личности или социальной группы с социально средой, результатом которого становиться согласование самооценок и действий субъекта деятельности с особенностями среды, активное приспособление к ее изменяющимся условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции образа жизни, направлений и технологий деятельности.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс и рез-т активного приспособления индивида к условиям новой соц. среды. Для личности А.с. носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более А.с. носит характер приспособления к условиям соц. среды. Ю.Л. Миславский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Адаптация социальная
 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде; 2) в организации процесс приспособления индивидов к организационной культуре, коллективу, условиям труда; представляет собой первую фазу социализации индивида в организации.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Социальная адаптация
(от лат. socialis – общественный и adapto – приспособляю) – специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей; включает в себя усвоение определенной системы знаний, установок, норм, навыков и умений. См. также Адаптация, Реадаптация социальная.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, приспособление к другим нормам, отношениям, например у мигрантов в принимающем обществе, у первоклассников в школе, новобранцев в воинском коллективе и т.п.
В то же время можно говорить, что адаптационные процессы постоянны, так как постоянно изменяются и социальные условия, и нормы, и сами люди, составы сообществ, коллективов. Социальные субъекты не смогут успешно функционировать и развиваться, если они потеряют способность и средства адаптации.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. adaptare - приспособлять) - путь, которым социальные системы любого рода приспособляются к изменяющимся условиям среды. Согласно Парсонсу, А.с. - это одно из четырех функциональных условий наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить. Для личности А.с. - процесс приспособления к условиям жизнедеятельности (пассивная А.с.); процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды (активная А.с.). Процесс А.с. тесно взаимосвязан с процессом социализации индивида, интериоризации социальных и групповых норм.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. с. – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее тенденции развития среды и субъекта. На социальном уровне А. с. определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. с. определяется целями деятельности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм. Понятие А. с. используется при анализе систем «человек – машина», социально-психологического климата групп и коллективов, асоциального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания.

Источник: Экономико-социологический словарь.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе к-рого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. с.— согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развития среды и субъекта. Понятие «A.c.» возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним. В социологии развивалось представителями органической школы в ряду аналогий между об-вом и организмом. Позднее приобрело самостоятельное значение. В немарксистской социологии А. с, как правило, трактуется как пассивный процесс приспособления субъекта к требованиям об-ва, установление равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны личности или группы. В ряде концепций (Ж. Пиаже, Мертон) А. с. понимается как двусторонний процесс и рез-т встречной активности субъекта и социальной среды. Д. В. Ольшанский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(лат. adaptare — приспособлять) — процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных соц. средств (1); приспособление личности или соц. группы к обществ, среде, в ходе к-рого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов (2); процесс и рез-т приспособления поведения человека или соц. группы к нормам и ценностям, господствующим в данном об-ве, классе, соц. группе (3). А.с. есть процесс и рез-т взаимодействия и взаимовлияния различных соц. субъектов в новой для них обществ, среде. А.с. может быть рассмотрена как путь, к-рым соц. системы любого рода (напр., семейная группа, этническая общность, соц. организация) реагируют на меняющиеся условия существования в об-ве. Выделяют следующие формы адаптации: аккомодация, ассимиляция, амальгамация.
Лит.: 1) Адаптация социальная // Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гзишиани, Н.И. Лапина. — М., 1989. 2) Вол-ков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология М., 1998. 3) Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. Ю.П. Сакун

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Адаптация социальная
направленное взаимодействие элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления рассогласования взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена – преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды. Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны среды, социального института и адаптатора, но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями [ПоповВ.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. диссертации докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997.– С.17]. –начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним [9.– С. 576].

Источник: Социология. Словарь.

Адаптация социальная
процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. А. с. включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. В качестве объективных показателей А. с. чаще всего используются квалификационный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных удовлетворенность трудом (учебой) и различными ее аспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) или жительства. Процесс А. с. тесно взаимосвязан с процессом социализации индивида (см. Социализация), интериоризации общественных и групповых норм. А. с. предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная А.), так и активное целенаправленное их изменение (активная А.). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида второго из названных типов адаптационного поведения обуславливает более успешное протекание А. с. Выявлено также зависимость между характером ценностных ориентации личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, фрустрирующе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации. Однако на определенном этапе развития общества существуют обусловленные сложившимися социальными условиями (уровень развития производства, жизненный уровень и т. п.) и нормами общественного сознания стереотипы минимального удовлетворения социальных потребностей индивида, выход за нижние рамки которых стимулирует у всех членов общества, независимо от их ценностных ориентации, чувство неудовлетворенности своим социальным положением. В советской социологии наибольшее развитие получили исследования А. с. молодежи (молодых рабочих, специалистов, учащихся), а также мигрантов, в меньшей степени пенсионеров. Но большинство этих исследований носит узкоприкладной характер, что обусловливает необходимость дальнейшей разработки методологических и теоретических проблем изучения А. с.

Источник: Социологический справочник

Адаптация социальная
Процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития. А.с. носит двусторонний характер: стремясь достичь согласия с окружающей средой, человек, с одной стороны, изменяется сам под воздействием среды (приспосабливается к ней), с другой - стремится к изменению (приспособлению) окружающей среды в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Основным способом А.с. является принятие норм и ценностей новой социальной среды, в которую погружается индивид, сложившихся здесь форм социального взаимодействия, а также форм предметной деятельности. Процесс А.с. - явление довольно длительное, происходит постоянно, т.к. социальная среда меняется. Новые шаблоны поведения не просто добавляются к ранее изученным, приобретение новых форм поведения постепенно трансформирует психику человека. В результате А.с. изменяется психика человека и поведение в целом - установки, интересы, ориентации. Адаптированность - это состояние, которое достигается в результате успешной А.с. У спешность А.с. зависит от свойств социальной среды и характеристик индивида. Показателем успешной адаптированности является психологическая удовлетворенность индивида. Показателем низкой адаптированности является стремление индивида переместиться в другую среду, отсутствие у него психологического комфорта. Наступление пенсионного возраста является одним из переломных моментов в жизни человека наряду с по ступ лением в школу, вуз, началом трудовой деятельности. С выходом на пенсию начинается новый этап адаптации, который принципиально отличается по своей значимости. По мере старения снижаются приспособительные возможности любого организма - это общее объективное явление, характеризующееся угасанием важнейших жизненных функций - физических и психических. В ситуации получения инвалидности адаптация усложняется фактором внезапности или неестественности этого события (в отличие от естественного процесса старения). Пожилой человек, равно как и получивший инвалидность, вынужден приспосабливаться к состоянию нарушения жизненных функций и учиться жить в новых для него условиях ограничения собственных возможностей. Процесс адаптации усугубляется целым рядом обстоятельств, связанных с тем, что с достижением пенсионного возраста и прекращением в большинстве случаев активной трудовой деятельности у человека происходит существенная пере стройка образа жизни. Важным фактором, осложняющим процесс адаптации пожилых и инвалидов, является неприспособленность среды к их ограниченным возможностям. Это и отсутствие в современных квартирах и домах специальных средств, облегчающих передвижение и элементарную работу по дому людям с ограниченными возможностями, это и отсутствие поручней в присутственных местах (поликлиниках, театрах, магазинах), и высокие ступеньки городского транспорта и многое другое. В развитых странах разработан широкий арсенал подобных приспособлений. Вспомогательные средства необходимо распространять среди пожилых - здесь на социальных работниках лежит обязанность обучения стариков, как пользоваться ими. Такая помощь позволяет старым людям как можно дольше сохранять активность и отсрочивает необходимость в постоянном надомном социальном обслуживании или помещении человека в дом-интернат. В целом в социальной работе помощь людям путем усиления или поддержания адаптационных способностей клиента является центральной частью стратегий вмешательства. СМ. также Дезадаптация, Синдром старения.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.
Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.
Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.
Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
Вся сложность процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.
В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
С.А. на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.
Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.
Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли . Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм .
Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.
Я.В. Леверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич

Источник: Социология: энциклопедия