СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
близкая к социологии и этнографии отрасль научного знания, исследующая происхождение, сущность и эволюцию человека, социальные отношения и институты в доиндустриальном, аграрном обществе.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. anthropology, social; нем. Sozialanthropologie. Первоначально (А. Р. Радклифф-Браун) - социол. исследование доиндустриальных обществ, ныне распространяется на изучение развитых обществ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Антропология социальная
научное направление в этнологии, объектом изучения которого являются первобытные и традиционные общественные системы и их культуры, о функционировании этнических социальных норм. В отличие от культурной антропологии не включает в свои исследования лингвистику и археологию.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
антропология социальная
1) по А.Р. Радклифф-Брауну – социологическое исследование первобытных и традиционных обществ; 2) раздел социологии, изучающий весь спектр культур и обществ в мире, включая модернистские и постмодернистские.- Литература: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997; Клакхон К.К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Близкая к социологии и этнографии отрасль научного знания, исследующая происхождение, сущность и эволюцию человека, социальные отношения и институты в обществе в плане включения человека в эти отношения. Традиционно А. с. ориентировалась на изучение отношений в доиндустриальном аграрном обществе, его отличий от “передовых” западных обществ. В конце XIX – начале XX в. А. с. включает в свой предмет современность с точки зрения трансформации человеческих отношений в условиях модернизации, сопротивления ряда обществ процессу космополитизации и глобализационной унификации.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от греч. anthropos - человек. + logos - слово; понятие, учение) - направление в социологии, объект изучения к-рого - примитивные и традиционные общественные системы. Становление А.с. как особой теоретической дисциплины со своим специфическим предметом и методологическим инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом, к-рую в начале XX в. вела т. н. историческая школа Ф. Боса. Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса. Крупнейшим теоретиком, разработавшим философско-исторические основы этой школы, был А. Кребер. В обоснование А.с. легли и работы амер. антрополога Л. Уайта, посвященные анализу культуры как научной категории, отражающей особую область действительного, к-рая присуща лишь человеческому обществу и имеет свои собственныезаконы функционирования и развития. Л. Уайт провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизаций, сущностным признаком общественной жизни в целом, к-рый дает ключ к пониманию истоков ее проявлений. Подобное понимание задач А.с. было характерно и для К. Леви-Стросса, к-рый настаивал на признании ее семиотической наукой. В фундаментальном исследовании «Мифологичное» им дан анализ первобытных форм культуры, к-рые рассматриваются как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования. С т. зр. К. Леви-Стросса, эмпирическая человеческая реальность вообще не структурная, поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной социальной системы, возможно лишь создать модели отдельных сторон этой системы, поддающихся структурированию и формализованному описанию.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
social anthropology) - изучение (западными исследователями) мелкомасштабных, "простых", не индустриальных культур и обществ (см. также Антропология; Культурная Антропология). Как дисциплина она пересекается с социологией, разделяя многие из ее теоретических направлений и методологий.
Социальная антропология развивалась в 19-м столетии как схоластическое ответвление империалистической экспансии, участвуя в научных и псевдонаучных дебатах того времени. Э. Лич (1982) различает ряд тенденций среди "отцов-основателей" середины века, объединенных занятиями "экзотическими" культурами и одновременно этноцентризмом и высокомерием.
Первая основная теоретическая перспектива - эволюционизм. В свое время его разнообразие было "прогрессивно", ибо он воспринимал людей как "наших ближних" (как утверждалось в книге 1843 г., указанной Линхардтом, 1964). С другой стороны, он был основан на ряде расистских предположений: культуры "примитивных" людей принадлежали к более ранней и худшей стадии человеческой истории; современные европейские наблюдатели могли бы видеть в них "дикое" происхождение их собственных обществ. Сэр Генри Мэйн
(1861) приводит хороший пример: "Поскольку общества развиваются не одновременно, а разными темпами, существовали эпохи, в которых люди, усвоившие привычки методичного наблюдения, действительно были в состоянии изучать и описывать младенчество человечества". Эти "привычки методичного наблюдения" и описания сыграли важную роль в развитии предмета. Во французах, немецких и американских исследованиях, равно как и в британских, интенсивное полевое исследование отдельных обществ гановилось все более распространенным, и ученые определяли, - ритиковали, а во многих случаях и отвергали более ранние предположения об "иррациональности" и "варварстве" "примитивных" культур.
После первой мировой войны Малиновский и Радклифф-Браун способствовали проведению дискуссии о полевых исследованиях и утверждению структурного функционализма в качестве доминирующего видения в британском подходе. Под влиянием теоретических работ Дюркгейма и выделения важности прямого полевого наблюдения антропологи того периода издали множество крупных работ по различным культурам, концентрируясь на анализе учреждений. Так, детальным образом изучались модели родства, системы религиозных верований, магия, политические системы и т.д. Как и в других социальных науках, возникли различные подходы и школы, новые теоретические дебаты и проблемы. Структурализм, особенно в творчестве Леви-Стросса, был особенно влиятелен в социологических теориях.
В последние годы социальные антропологи также изучают городские, индустриальные общества, используя методы и практику, накопленные в ходе наблюдения за другими культурами. Эта тенденция еще резче отличает дисциплину от социологии во многих отношениях. См. также Культура; Этнография.
Социальная антропология развивалась в 19-м столетии как схоластическое ответвление империалистической экспансии, участвуя в научных и псевдонаучных дебатах того времени. Э. Лич (1982) различает ряд тенденций среди "отцов-основателей" середины века, объединенных занятиями "экзотическими" культурами и одновременно этноцентризмом и высокомерием.
Первая основная теоретическая перспектива - эволюционизм. В свое время его разнообразие было "прогрессивно", ибо он воспринимал людей как "наших ближних" (как утверждалось в книге 1843 г., указанной Линхардтом, 1964). С другой стороны, он был основан на ряде расистских предположений: культуры "примитивных" людей принадлежали к более ранней и худшей стадии человеческой истории; современные европейские наблюдатели могли бы видеть в них "дикое" происхождение их собственных обществ. Сэр Генри Мэйн
(1861) приводит хороший пример: "Поскольку общества развиваются не одновременно, а разными темпами, существовали эпохи, в которых люди, усвоившие привычки методичного наблюдения, действительно были в состоянии изучать и описывать младенчество человечества". Эти "привычки методичного наблюдения" и описания сыграли важную роль в развитии предмета. Во французах, немецких и американских исследованиях, равно как и в британских, интенсивное полевое исследование отдельных обществ гановилось все более распространенным, и ученые определяли, - ритиковали, а во многих случаях и отвергали более ранние предположения об "иррациональности" и "варварстве" "примитивных" культур.
После первой мировой войны Малиновский и Радклифф-Браун способствовали проведению дискуссии о полевых исследованиях и утверждению структурного функционализма в качестве доминирующего видения в британском подходе. Под влиянием теоретических работ Дюркгейма и выделения важности прямого полевого наблюдения антропологи того периода издали множество крупных работ по различным культурам, концентрируясь на анализе учреждений. Так, детальным образом изучались модели родства, системы религиозных верований, магия, политические системы и т.д. Как и в других социальных науках, возникли различные подходы и школы, новые теоретические дебаты и проблемы. Структурализм, особенно в творчестве Леви-Стросса, был особенно влиятелен в социологических теориях.
В последние годы социальные антропологи также изучают городские, индустриальные общества, используя методы и практику, накопленные в ходе наблюдения за другими культурами. Эта тенденция еще резче отличает дисциплину от социологии во многих отношениях. См. также Культура; Этнография.
Источник: Большой толковый социологический словарь
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
раздел социологии, объект, изучения к-рого - примитивные и традиционные обществ. системы. Один из основоположников современной А.с. Ф. Боас связывает формирование этой науки с именами древних авторов этнографич. описаний (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн Батуты), с обобщающими идеями Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллера, И.-Г. Ге-рдера, с работами историка культуры Г. Клемма и соц. историка Г. Вайца (XIX в.). Становление А.с. как особой теоретич. дисциплины со своим специфич. предметом и метологич. инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом (см.), к-рую в начале XX в. вела т.н. историч. школа Боаса. Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологич. исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса. Крупнейшим теоретиком, разработавшим философско-историч. основы этой школы, был А. Кребер. Вплоть до второй мировой войны основной чертой А.с. был холистический подход, согласно к-рому изучаемые об-ва рассматриваются как изолированные целостные феномены. В то же время были начаты кросскультурные сопоставления отдельных ин-тов и структурных особенностей обществ. устройств (работы Б. Малиновского и А.Р. Радклиффа-Брауна). Радклифф-Браун не без влияния идей Э. Дюркгейма и не без пристрастия к организмич. параллелям утверждал необходимость изучения об-ва как системы регулярных взаимодействий индивидов, живущих в физич. среде и воздействующих на нее с помощью орудий труда и при посредстве культуры. В обоснование А.с. легли и работы амер. антрополога Л. Уайта, посвященные анализу культуры как научн. категории, отражающей особую область действительности, к-рая присуща лишь человеческому об-ву и имеет свои собственные законы функционирования и развития. Уайт провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизаций, сущностным признаком обществ. жизни в целом, к-рый дает ключ к пониманию истоков ее проявлений. Подобное понимание задач А.с. было характерно и для К. Леви-Стросса, к-рый настаивал на признании ее семиотической наукой. В фундаментальном исследовании "Мифологичное" дан анализ первобытных форм культуры, к-рые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования. С т.зр. Леви-Стросса, эмпирич. человеческая реальность вообще не структурна и поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной соц. системы. Возможно, лишь создать модели отдельных сторон этой системы, поддающихся структурированию и формализованному описанию. Однако др. представители структурной антропологии предпринимали попытки построить общие модели, включающие свойства различ. частных моделей (М. Фо-ртес). Законченный вид моделирование такого рода получило в системном функционализме Т.Парсонса и его учеников. Определяя место антропологии в ряду наук о человеке, Парсонс писал, что круг интересов антропологии, по-видимому, включает в себя аналитич. изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в к-рых и посредством к-рых ориентируются и направляются соц. системы и личности. А.с. в основном изучает соц. структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям и, в особенности по традиции применительно к "простейшим об-вам" (Амер. социология. М., 1972. С. 262 - 263). С тт Парсонса, решающим параметром, отличающим примитивные об-ва от развитых, является степень их структурной дифференциации. В задачи А.с. входит и исследование процессов становления человеческого об-ва и культуры, дифференциации их от биологич. контекста. Эти проблемы анализирутся в трудах амер. антропологов И.А. Хеллоуэлла, П. Бохеннана, бельгийского исследователя Э. Вермирша и др. В 70-е гг начался процесс слияния на теоретич. уровне А.с и социологии и превращения их в единую науку о системах человеческого действия. Лит.: Американская социология. М., 1972; ЛевиСтросс К. Структурная антропология. М., 1983 White L The science of culture. N.Y., 1949; Radcliffe-Brown А.Structure and function in primitive society. L., 1952; LeviStrauss K. Mythologiques. V. 1-4. P., 1964-1971; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994. Л.А. Седов
Источник: Российская социологическая энциклопедия