СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. ecology, social; нем. Sozialokologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности и формы взаимодействия общества со средой общения, многообразие связей соц. изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках соц. процессов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от греч. oikos, дом, родина + ...логия) - 1) одно из новых направлений в социологии (частных социологических теорий), возникшее в конце XX в. и изучающее взаимоотношения между обществом и природой и исследующая принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных требований экологических законов; 2) уже фактически новая наука о выживании человечества в окружающей его природной среде. Предметом Э.с. является изучение изменений овеществленной и духовной культуры под влиянием окружающей среды и обратного влияния на среду. Э.с. изучает процессы взаимоотношения между человеческими общностями и окружающей природой, географической, пространственной, социальной и культурной средами. Кроме того, она исследует влияние человеческой деятельности на эти среды и, наоборот, влияние каждой данной среды на состояние социального воспроизводства.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Используя элементы сравнит.-историч. "цивилизационного" подхода, Э. изучает процессы социокультурного и политич. изменения в различн. об-вах. Он связывает изменение (в том числе развитии об-ва имеет большое значение. В ней революционное, к-рому уделяет немалое внимание) заключено радикальное требование преодоления экономия., политич. и соц. неравенства, а также различн. форм дискриминации.
Исторически сложились две основные концепции Э.: как равенства возможностей и как равенства рез-тов. Неолибералы и социал-демократы выступают за умеренный Э., отстаивая идею компромисса между концепциями равенства возможностей и равенства рез-тов, проводя в жизнь различн. соц. программы, сдерживающие разрыв в доходах различн. соц. слоев. Неоконсерваторы отвергают Э., считая, что равенство противоречит принципу свободы и природе человека, деструктивно воздействует на функционирование соц. Организма классовую природу и основанных на эксплуатации.
Несмотря на многообразие значений, приобретенных на протяжении истории, идея Э. в
Лит.: Маркс К. Критика готской программы; Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19; Ленин В.И. Государство и революция. ПСС, т. 33; Мальцев Г.Ф. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984; Bell D.A. "Just" eguality//Dialloges. Wasch., 1979. З.Т. Голенкова.
Исторически сложились две основные концепции Э.: как равенства возможностей и как равенства рез-тов. Неолибералы и социал-демократы выступают за умеренный Э., отстаивая идею компромисса между концепциями равенства возможностей и равенства рез-тов, проводя в жизнь различн. соц. программы, сдерживающие разрыв в доходах различн. соц. слоев. Неоконсерваторы отвергают Э., считая, что равенство противоречит принципу свободы и природе человека, деструктивно воздействует на функционирование соц. Организма классовую природу и основанных на эксплуатации.
Несмотря на многообразие значений, приобретенных на протяжении истории, идея Э. в
Лит.: Маркс К. Критика готской программы; Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19; Ленин В.И. Государство и революция. ПСС, т. 33; Мальцев Г.Ф. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984; Bell D.A. "Just" eguality//Dialloges. Wasch., 1979. З.Т. Голенкова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное содержание С.Э. охватывается такими разделами научного знания, как экология человека, социологическая экология, глобальная экология и др. Наличная разноречивость в понимании сущности С.Э. обусловлена широтой охвата проблем, изучаемых ею. Так, в момент своего возникновения экология человека была ориентирована на выявление биологических и социальных факторов развития человека, установления адаптационных возможностей его существования в условиях интенсивного промышленного развития. Впоследствии задачи экологии человека расширились до изучения отношений человека и среды обитания и даже проблем глобального масштаба.
По мнению ряда ученых (М.И. Будыко, С.С. Шварц), предметом экологии человека является изучение глобальных проблем взаимодействия общества и природы, поиск закономерностей планетарного масштаба. Экология человека изучает развитие и взаимодействие человека (общества) с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду. Такое предельно широкое понимание задач экологии человека сближает ее предметное содержание с глобальной экологией, включающей комплекс глобальных проблем взаимодействия человека и природы (С.С. Шварц). Подобного рода отождествление вряд ли обоснованно, поскольку глобальная экология охватывает процессы изменений на уровне биосферы в целом, экология же человека касается места и роли человека в биосфере, рассматривает социально-гигиенические и медико-генетические изменения его здоровья. Сложившаяся расплывчатость в определении предмета этих дисциплин (глобальной экологии и экологии человека) - свидетельство методологической непроясненности их содержательных аспектов. В этом контексте термин "С.Э.", четко указывающий на связь и взаимодействие общества с окружающей средой, приобретает в современной науке строгий и однозначный смысл.
Главное содержание С.Э. сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. Следовательно, законы данного процесса должны быть в известном смысле более общими, чем законы развития каждой из подсистем в отдельности. В С.Э. четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Одной из важнейших задач С.Э. (и в этом плане она сближается с социологической экологией - О.Н. Яницкий) является изучение способности людей приспосабливаться к происходящим переменам в окружающей среде, выявление недопустимых границ изменений, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье людей. Сюда входят проблемы современного урбанизированного общества: отношение людей к требованиям среды и к среде, которую формирует индустрия; вопросы ограничений, которые накладывает эта среда на отношения между людьми (Д. Маркович). Основной задачей С.Э. является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности. Проблемы С.Э. в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города).
П.А. Водопьянов
По мнению ряда ученых (М.И. Будыко, С.С. Шварц), предметом экологии человека является изучение глобальных проблем взаимодействия общества и природы, поиск закономерностей планетарного масштаба. Экология человека изучает развитие и взаимодействие человека (общества) с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду. Такое предельно широкое понимание задач экологии человека сближает ее предметное содержание с глобальной экологией, включающей комплекс глобальных проблем взаимодействия человека и природы (С.С. Шварц). Подобного рода отождествление вряд ли обоснованно, поскольку глобальная экология охватывает процессы изменений на уровне биосферы в целом, экология же человека касается места и роли человека в биосфере, рассматривает социально-гигиенические и медико-генетические изменения его здоровья. Сложившаяся расплывчатость в определении предмета этих дисциплин (глобальной экологии и экологии человека) - свидетельство методологической непроясненности их содержательных аспектов. В этом контексте термин "С.Э.", четко указывающий на связь и взаимодействие общества с окружающей средой, приобретает в современной науке строгий и однозначный смысл.
Главное содержание С.Э. сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. Следовательно, законы данного процесса должны быть в известном смысле более общими, чем законы развития каждой из подсистем в отдельности. В С.Э. четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Одной из важнейших задач С.Э. (и в этом плане она сближается с социологической экологией - О.Н. Яницкий) является изучение способности людей приспосабливаться к происходящим переменам в окружающей среде, выявление недопустимых границ изменений, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье людей. Сюда входят проблемы современного урбанизированного общества: отношение людей к требованиям среды и к среде, которую формирует индустрия; вопросы ограничений, которые накладывает эта среда на отношения между людьми (Д. Маркович). Основной задачей С.Э. является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности. Проблемы С.Э. в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города).
П.А. Водопьянов
Источник: Социология: энциклопедия
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
область социологии, изучающая закономерности взаимодействия об-ва и природы. Важнейшей формой взаимоотношения об-ва и природы выступает труд. Благодаря труду человек выделяется из природы и через трудовую деятельность теснейшим образом оказался связанным с ней. Совокупная трудовая деятельность об-ва может рассматриваться как специфич. обмен веществ между об-вом и природой, как форма приспособления об-ва к условиям окружающей природной среды. В процессе труда между об-вом и природой совершается обмен веществом и энергией. В рез-те трудовой деятельности преобразуется сама материальная основа жизни об-ва, возникает и расширяется специфич. "искусственная" среда, формируется техносфера (здания, производственное оборудование, системы коммуникаций и т. д.). Эту "искусственную" среду иногда называют социализированной, или очеловеченной, природой. Наиболее наглядный пример тому - процессы урбанизации, приводящие к появлению антропогенных ландшафтов больших городов. Взаимодействие об-ва и природы в современном мире характеризуется усилением техногенного давления на природную среду. Существенную роль в этом играют растущая концентрация производства и населения в городах и урбанизированных районах, территориальное расширение последних, усиление в их пределах антропогенного воздействия на среду по различн. направлениям (в рез-те развития производства, транспорта, зоны отдыха и т. д.). Высокие темпы урбанизации способствуют тому, что все большая часть населения концентрируется в районах с сильно измененной и во многом "искусственной" средой. Сегодня воздействие об-ва на окружающую природную среду столь велико, что по своим масштабам и последствиям сравнимо с воздействием естественных геолого-географич. процессов. Человек способен целенаправленно перемещать в пространстве и перерабатывать десятки миллиардов тонн природного вещества, менять русла рек и т. д. Однако до сих пор он не научился делать достаточно надежные прогнозы и предусматривать последствия своих действий, а это оказалось опасным для самого об-ва. Вот почему борьба с разрушением и загрязнением окружающей среды приобрела невиданный ранее размах во всем мире: возникли сотни организаций и экологич. движений во всех странах. Изучением проблем взаимоотношения об-ва и природы, человека и природной среды занимается возникшая недавно наука - Э.с. Правда, в настоящее время еще нет единой т. зр. на ее предмет и статус. Одни определяют ее как раздел социологии, в к-ром рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и природной среды. Др. определяют Э.с. как самостоятельную науку, объектом к-рой выступает взаимодействие об-ва с природой. К содержанию предмета соц. экологии относят изучение экологич. кризисов и смены технологич. способов производства пре емственности типов производственной техники и взаимосвязи форм и путей природопользования. Третьи, определяя Э.с. как новую науку изучающую отношения соц. систем и природной среды, считают, что возникает она на стыке многих отраслей знания, образуя своего рода "территориальный комплекс" отраслевых дисциплин характеризующийся определенной предметной и концептуальной целостностью. В таком понимании предмет Э.с. суживается до социологии методов изучения природоохранных проблем Эта, к сожалению, широко распространенная т. зр. привела и к сужению практич. значимости Э.с к-рая сведена к разработке научно обоснованных рекомендаций грамотного природопользования и природоохранительной деятельности гос. и иных ведомств. Безусловно, одной из важнейших задач, встающих перед об-вом на современном этапе его развития, является задача совершенствования механизма управления природоохранной деятельностью сооб-в людей. Она не сводится теперь только к бережному отношению к природе, а предполагает также воспроизводство природной среды, повышение ее качественного состояния. Забота об окружающей (природной и соц.) среде отныне становится неотъемлемой функцией всех основных сфер жизнедеятельности об-ва. И осуществляться это должно на основе научн. планирования природоохранной (или - более широко - природоформирующей) деятельности в общегос. масштабе. А для решения многих глобальных экологич. проблем необходимо объединять усилия всех стран того или иного региона. Такая же проблема, как сохранение озонного слоя вокруг Земли, может быть решена лишь объединенными усилиями всего человечества. Изучение изменений культуры (духовной и овеществленной), в целом духовной сферы жизнедеятельности об-ва под влиянием окружающей среды и обратного влияния на среду также должно входить в предмет Э.с. Э.с. должна изучать процессы взаимоотношения между человеческими общностями и окружающей природой, географич., пространственной, соц. и культурной средами; исследовать влияние человеческой деятельности на них и, наоборот, данной среды на состояние соц. воспроизводства. См. также: Концепции социальной экологии. Лит. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск 1986; Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989; Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990; Комаров В.Д. социальная экология. Л., 1990; Баньковская СП. Инваирон-ментальная социология. Рига, 1991; Экологический словарь. М., 1993; Яницкий О.Н. Экологическая социология//Социо логия в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; сосуни ва И.А. Социальная экология. М., 1996. Налетова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
интегративная наука, сформированная благодаря синтезу естественно-научных и социальнофилософских знаний, исследующая механизмы и закономерности становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей с учетом взаимодействия человек — природа.
С.э. признает существование объективных законов взаимодействия природы и общества. С.э. ориентирована на поиск способов улучшения биологических и социальных условий развития человека, которые положительно влияют на формирование общей социальной ситуации, демографических характеристик нации, жизнеобеспечение населения, социальное самочувствие людей, их здоровье и продолжительность жизни.
С одной стороны, благодаря научно-техническому прогрессу возрастает влияние человека на природу, с другой — появляется необходимость в духовно-нравственных ограничениях, которые не позволят нарушить интересы различных общественных групп, отраслей производства, социальных институтов отдельных стран, регионов, социально-экономических систем.
Термин “социальная экология” ввели в научный оборот представители Чикагской школы Р. Парк и Е. Берджес (1921) и Р. МакКензил (1927). В Варне (1970) было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.
В декларации конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972) было сформулировано, что человек является творением и одновременно создателем окружающей его среды, которая обеспечивает физическое существование человечеству, предоставляя ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния, осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран.
Первые отечественные работы по С.э. появились в 70-х гг. XX в. (В.Д. Комаров, Э.В. Гирусов, М.И. Будыко, Н.Н. Моисеев, И.Б. Новик, С.С. Шварц, Ф.Я. Шипунов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С.Н. Соломина и др.).
Большое влияние на развитие С.э. оказала социологическая концепция “общества риска” Ульриха Бека, оформившаяся в середине 1980-х гг., после Чернобыльской катастрофы. В обществе риска, которое приходит на смену индустриальному обществу, загрязнение и изменение окружающей среды приводят к созданию разнообразных опасностей и рисков и их последующему распределению между населением. Общество риска возникает там, где в результате развития научно-технического прогресса и деятельности системы социальной защиты создано “общество потребления”, а также там, где темпы и степень развития производительных сил находятся на уровне, при котором количество побочных отрицательных явлений и процессов приобретает глобальные масштабы. Риски, неравномерно распределенные в обществе, будут влиять на социальную структуру и качество жизни.
Понятийно-категориальный аппарат С.э. складывался под воздействием естественных наук, постепенно обогащаясь социальной терминологией.
В рамках С.э. активно разрабатываются такие научные направления, как социоэкология личности, экология человека, экология социальной среды, экология тела, экология духа человека, экология города и т.д.
Увеличивается и число работ представителей экологической теологии, в которых прослеживается теснейшая связь образов Бога, природы, общества и человека и доказывается важность религиозного взгляда на мир.
Необходимыми компонентами экологически сбалансированной стратегии развития являются формирование экологического сознания и экологической культуры в обществе, где вопрос сохранения окружающей среды становится важнейшей составляющей национальной безопасности. Такая стратегия позволит разработать систему государственных социальных и социально-экологических стандартов, сформировать приоритеты социально-экологического развития как страны в целом, так и отдельных регионов; внедрить новые способы производства, сохраняющие баланс между экономической выгодой и заботой об окружающей среде; применять материальные, административные и другие санкции к нарушителям. Вопросы С.э. затрагивают все уровни: глобальный, федеральный, региональный и местный.
На федеральном уровне проблемы С.э. решались с помощью федеральных программ, например, “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации”, “Обеспечение ядерной и радиационной безопасности” и др. Любая целевая программа содержит описание социальных, экономических и экологических последствий ее реализации.
30 апреля 2012 г. Президентом РФ были утверждены “Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года” и “План действий по реализации Основ…” (18.12.2012 г. № 2423-р), в которых были сформулированы принципы: равного внимания к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития и признания невозможности позитивного развития человеческого общества при деградации природы.
Влияние экологических проблем на образ и качество жизни населения, формирует интерес к С.э. со стороны специалистов в области социальной работы как в нашей стране, так и за рубежом, что говорит о формировании экологического подхода в социальной работе.
Для работы с последствиями экологических проблем создаются специальные социальные службы, которые помогают решать как материальные, так и психологические, духовные, социальные проблемы (например, при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению создана группа церковной помощи в ЧС: специально подготовленные священники принимают участие в спасательных мероприятиях наравне с государственными службами). Денежная помощь пострадавшим занимает важное место в общей структуре социальных выплат системы социальной защиты (Чернобыльская авария, 1986, наводнение в Крымске, пожары в Хакасии и т.д.).
Наряду с традиционными формами разрабатываются инновационные технологии социальной работы, позволяющие человеку использовать возможности природной окружающей среды для реабилитации и терапии: гарденотерапия, пет-терапия (анималотерапия), агротерапия и др., что особенно актуально для жителей городов.
Интерес и активность в решении социально-экологических вопросов являются показателями как развития гражданского общества, так и социальной ответственности бизнеса.
Экологические (“зеленые”) организации, движения, союзы, партии и т.д. положительно влияют на состояние общественного экологического сознания и экологической культуры населения, формируя экологическую мораль граждан и являясь значительной политической силой, особенно в европейских странах.
Вопросы С.э. обсуждают на региональных, общероссийских, международных симпозиумах, конференциях и совещаниях: Стокгольм (1972), Львов (1986), Нидерланды (1992), Москва (1996), Йоханнесбург (2002).
Религиозные организации также принимают участие в решении социально-экологических вопросов, так как их решение невозможно без учета духовных и нравственных аспектов. Отношение Русской Православной Церкви к вопросам экологии было сформулировано в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” (2000), “Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека” (2008), “Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии” (2013), “Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности” (2015).
Экологическую тематику предлагают выделить как особое направление епархиальной и приходской работы как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Целью церковной экологической деятельности служит повышение уровня просвещенности граждан в сфере охраны природы, понимание ими церковной позиции по вопросам экологии, а также ответственности за окружающий мир и за созидание в обществе экологической культуры.
Т.В. Зальцман
Лит.: Лукьянов А.Ю. Экологическая составляющая качества жизни населения: На примере Северо-Западного региона России: Дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04. СПб., 2003; Кулакова Н.А. Основные проблемы и тенденции в развитии социальной экологии в современной России: 1990–2000 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Моск. гос. соц. ун-т. М., 2003; Гольцова Е.В. Экология социальной среды в современной России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 2005; Киселев А.И. Экология человека и гуманизм: Автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2005; Федотов Л.Н. Экология: от общества риска к экологическому обществу // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/ekologiya-ot-obschestva-riska-k-ekologicheskomu-obschestvu (дата обращения: 08.08.2015); Полуянов В.П. Экология человека в свете религиозного сознания // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-chelovekav-svete-religioznogo-soznaniya (дата обращения: 20.08.2015).
С.э. признает существование объективных законов взаимодействия природы и общества. С.э. ориентирована на поиск способов улучшения биологических и социальных условий развития человека, которые положительно влияют на формирование общей социальной ситуации, демографических характеристик нации, жизнеобеспечение населения, социальное самочувствие людей, их здоровье и продолжительность жизни.
С одной стороны, благодаря научно-техническому прогрессу возрастает влияние человека на природу, с другой — появляется необходимость в духовно-нравственных ограничениях, которые не позволят нарушить интересы различных общественных групп, отраслей производства, социальных институтов отдельных стран, регионов, социально-экономических систем.
Термин “социальная экология” ввели в научный оборот представители Чикагской школы Р. Парк и Е. Берджес (1921) и Р. МакКензил (1927). В Варне (1970) было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.
В декларации конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972) было сформулировано, что человек является творением и одновременно создателем окружающей его среды, которая обеспечивает физическое существование человечеству, предоставляя ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния, осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран.
Первые отечественные работы по С.э. появились в 70-х гг. XX в. (В.Д. Комаров, Э.В. Гирусов, М.И. Будыко, Н.Н. Моисеев, И.Б. Новик, С.С. Шварц, Ф.Я. Шипунов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С.Н. Соломина и др.).
Большое влияние на развитие С.э. оказала социологическая концепция “общества риска” Ульриха Бека, оформившаяся в середине 1980-х гг., после Чернобыльской катастрофы. В обществе риска, которое приходит на смену индустриальному обществу, загрязнение и изменение окружающей среды приводят к созданию разнообразных опасностей и рисков и их последующему распределению между населением. Общество риска возникает там, где в результате развития научно-технического прогресса и деятельности системы социальной защиты создано “общество потребления”, а также там, где темпы и степень развития производительных сил находятся на уровне, при котором количество побочных отрицательных явлений и процессов приобретает глобальные масштабы. Риски, неравномерно распределенные в обществе, будут влиять на социальную структуру и качество жизни.
Понятийно-категориальный аппарат С.э. складывался под воздействием естественных наук, постепенно обогащаясь социальной терминологией.
В рамках С.э. активно разрабатываются такие научные направления, как социоэкология личности, экология человека, экология социальной среды, экология тела, экология духа человека, экология города и т.д.
Увеличивается и число работ представителей экологической теологии, в которых прослеживается теснейшая связь образов Бога, природы, общества и человека и доказывается важность религиозного взгляда на мир.
Необходимыми компонентами экологически сбалансированной стратегии развития являются формирование экологического сознания и экологической культуры в обществе, где вопрос сохранения окружающей среды становится важнейшей составляющей национальной безопасности. Такая стратегия позволит разработать систему государственных социальных и социально-экологических стандартов, сформировать приоритеты социально-экологического развития как страны в целом, так и отдельных регионов; внедрить новые способы производства, сохраняющие баланс между экономической выгодой и заботой об окружающей среде; применять материальные, административные и другие санкции к нарушителям. Вопросы С.э. затрагивают все уровни: глобальный, федеральный, региональный и местный.
На федеральном уровне проблемы С.э. решались с помощью федеральных программ, например, “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации”, “Обеспечение ядерной и радиационной безопасности” и др. Любая целевая программа содержит описание социальных, экономических и экологических последствий ее реализации.
30 апреля 2012 г. Президентом РФ были утверждены “Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года” и “План действий по реализации Основ…” (18.12.2012 г. № 2423-р), в которых были сформулированы принципы: равного внимания к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития и признания невозможности позитивного развития человеческого общества при деградации природы.
Влияние экологических проблем на образ и качество жизни населения, формирует интерес к С.э. со стороны специалистов в области социальной работы как в нашей стране, так и за рубежом, что говорит о формировании экологического подхода в социальной работе.
Для работы с последствиями экологических проблем создаются специальные социальные службы, которые помогают решать как материальные, так и психологические, духовные, социальные проблемы (например, при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению создана группа церковной помощи в ЧС: специально подготовленные священники принимают участие в спасательных мероприятиях наравне с государственными службами). Денежная помощь пострадавшим занимает важное место в общей структуре социальных выплат системы социальной защиты (Чернобыльская авария, 1986, наводнение в Крымске, пожары в Хакасии и т.д.).
Наряду с традиционными формами разрабатываются инновационные технологии социальной работы, позволяющие человеку использовать возможности природной окружающей среды для реабилитации и терапии: гарденотерапия, пет-терапия (анималотерапия), агротерапия и др., что особенно актуально для жителей городов.
Интерес и активность в решении социально-экологических вопросов являются показателями как развития гражданского общества, так и социальной ответственности бизнеса.
Экологические (“зеленые”) организации, движения, союзы, партии и т.д. положительно влияют на состояние общественного экологического сознания и экологической культуры населения, формируя экологическую мораль граждан и являясь значительной политической силой, особенно в европейских странах.
Вопросы С.э. обсуждают на региональных, общероссийских, международных симпозиумах, конференциях и совещаниях: Стокгольм (1972), Львов (1986), Нидерланды (1992), Москва (1996), Йоханнесбург (2002).
Религиозные организации также принимают участие в решении социально-экологических вопросов, так как их решение невозможно без учета духовных и нравственных аспектов. Отношение Русской Православной Церкви к вопросам экологии было сформулировано в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” (2000), “Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека” (2008), “Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии” (2013), “Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности” (2015).
Экологическую тематику предлагают выделить как особое направление епархиальной и приходской работы как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Целью церковной экологической деятельности служит повышение уровня просвещенности граждан в сфере охраны природы, понимание ими церковной позиции по вопросам экологии, а также ответственности за окружающий мир и за созидание в обществе экологической культуры.
Т.В. Зальцман
Лит.: Лукьянов А.Ю. Экологическая составляющая качества жизни населения: На примере Северо-Западного региона России: Дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04. СПб., 2003; Кулакова Н.А. Основные проблемы и тенденции в развитии социальной экологии в современной России: 1990–2000 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Моск. гос. соц. ун-т. М., 2003; Гольцова Е.В. Экология социальной среды в современной России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 2005; Киселев А.И. Экология человека и гуманизм: Автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2005; Федотов Л.Н. Экология: от общества риска к экологическому обществу // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/ekologiya-ot-obschestva-riska-k-ekologicheskomu-obschestvu (дата обращения: 08.08.2015); Полуянов В.П. Экология человека в свете религиозного сознания // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-chelovekav-svete-religioznogo-soznaniya (дата обращения: 20.08.2015).