Социальная философия

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социальная философия

философское исследование социальной жизни.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
social philosophy) - философское видение, которое, как представляется, обладает значениями либо для социальной жизни, либо для методологий социальных наук. Термин носит общий характер и не имеет четких определений.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение кач. своеобразия об-ва (отличие от природы; отношение к гос-ву, религии, морали, духовной культуре), его целей (обществ, идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т. д. С. ф. возникла и развивалась одновременно с философией. Как одно из направлений общей социологии С. ф. складывалась по мере становления специфических научных дисциплин, таких, как политическая экономия, антропология и социология. Основоположниками этого направления С. ф. можно считать, с одной стороны, Сен-Симона и Конта, а с др.— Маркса и Энгельса. Свое наибольшее развитие в зап. социологии оно получило в 20 в. в неомарксизме, объединившем социол. подход к анализу категорий и понятий обществ, науки с психологическим и философско-антропологическим подходами.
Неомарксистам (Хоркхаймер) принадлежит дефиниция С. ф., согласно к-рой она понимается как рефлексия обществ, теорией своей собственной социальной обусловленности, что и делает эту теорию, по их мн., истинно критической (Критическая теория). Эта идея была сформулирована также представителями неогегельянски-антропологической ориентации в социологии, напр. Фрайером (Антропологическая ориентация в социологии). В 70-х гг. С. ф. получает свое развитие в радикальной социологии (напр., «рефлексивная социология» Гоулднера), а также в постструктурализме (Фуко). Ю. И. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Социальная философия
способ осмысления общественной жизни, развитая область философского и социологического творчества, в рамках которой рассматривается широкий круг вопросов, касающихся природы и смысла существования человека, взаимоотношения свободы и необходимости, направленности социальных изменений, взаимодействия культур, движущих сил истории и побуждений человеческой деятельности и т. д. С. ф, развивается преимущественно на основе дискурсивных методов, благодаря чему широко проникает в художественную литературу и оказывает непосредственное воздействие на формирование мировоззрения интеллигенции. Вся совокупность проблем С. ф. получает то или иное разрешение в зависимости от исходных мировоззренческих позиций, от того или иного решения вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к природе. Это значит, что именно в области С. ф. идет постоянная борьба основных философских направлений материализма и идеализма, концепции познаваемости мира и агностицизма и скептицизма, оптимистического и пессимистического воззрения на ход мировой истории. Проблемы С. ф. разрабатываются не только в рамках марксизма, например историческим материализмом, но и в рамках философско-религиозных доктрин, философской антропологии, экзистенциализма, восточных религиозных концепций. Эти разработки имеют определенную философскую и культурную ценность. Диалектико-материалистическое решение проблем С. ф. связано с утверждением и развитием общесоциологической теории марксизма, марксистской этикой и эстетикой, теорией социального познания, марксистской аксиологией и другими направлениями марксистской философской мысли. В решении и дальнейшей разработке актуальных проблем С. ф. марксизм опирается на идею приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, на концепцию противоречивого, но вместе с тем взаимосвязанного и взаимозависимого мира. С. ф. марксизма теоретически обосновывает значение высших ценностей человеческого бытия как ценностей сохранения и преумножения богатств человеческой культуры и цивилизации.

Источник: Социологический справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия среди других наук об обществе исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории, изучает человека как элемента общества. Как и всякая наука, социальная философия стремится объяснить изучаемые явления на основе определенных общих принципов. Вместе с тем она учитывает, что общество слагается из индивидов, наделенных разумом и действующих на основе имеющихся у них целей и ценностей. Объяснение жизни общества дополняется пониманием социальных явлений, принимающим во внимание ценностное измерение человеческого бытия. Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе и человеке, как (теоретическая) социология, политология, экономическая наука, история, социальная и индивидуальная психология и др. Такие ветви философии, как философия истории и философия человека (философская антропология), являются разделами широко понимаемой социальной философии. Отличия социальной философии от других наук об обществе связаны, прежде всего, с тем, что если эти науки изучают отдельные аспекты жизни общества, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте. Основными проблемами, которые изучает социальная философия, являются: причины, определяющие характер и динамику социальной жизни; периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п.; отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов; смысл человеческой истории, ее предназначение или цель; возможные перспективы ставшего в последние два столетия особенно очевидным процесса формирования единого человечества и соответственно подлинно мировой истории; главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии; основные особенности наук о человеке и обществе (наук о культуре) в сравнении с науками о природе; роль ценностей в социальной философии и в социальной жизни; объяснение и понимание человеческой деятельности.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. В качестве пограничной дисциплины С.Ф. анализирует общественные проблемы в контексте категориально-понятийных рядов теоретической социологии, с одной стороны, и сопряженных дисциплин (политической экономии, антропологии, культурологии, психологии и др.) - с другой. Родоначальниками этой традиции в 19 в. выступили Сен-Симон , Конт , Маркс и Энгельс , Спенсер , а также представители социологического психологизма .
Неомарксизм 20 ст. соединил социологическую парадигму теоретической реконструкции общества с философско-антропологическим и психологическим подходами. (Согласно Хоркхаймеру - , С.Ф. - это рефлексия общественной теорией своей собственной социальной обусловленности, что и делает данную теорию "истинно критической".)
В современном обществе С.Ф. становится рефлексирующим выражением динамики развития современного обществознания, "в границах" которого она оказывается. С.Ф. наследует классической философии истории, занимаясь проблемами социальной эволюции и направленности общественных процессов. Не постулируя схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов, С.Ф. опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельности людей и результаты исследований социально-гуманитарного плана. Между философией истории и современной С.Ф. отсутствует непосредственная связь: "лакуна" была почти на столетие заполнена позитивистскими схемами исследования и социологией, которая стремилась элиминировать вопрос о философском осмыслении социального бытия и его познания.
В середине 20 в. социология была вынуждена отступить перед проблемой "человеческого измерения" процессов трансформации социальных систем и признать вопрос о "возвращении людей в теорию" (Хоманс - ). С.Ф. оказалась перед необходимостью формировать мировоззрение, опирающееся на проблемность социального бытия и познания и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности. В плане динамики и циклического представления социальных процессов мировоззренческая и методологическая функции С.Ф. оказываются взаимообусловленными, а сама С.Ф. предстает особой формой рационального знания, осознающей прерывность социального процесса и обеспечивающей эвристическое понимание его континуальности. В последней четверти 20 в. С.Ф. находит новые импульсы саморазвития в границах радикальной социологии (Гоулднер - и др.) и в постструктурализме (Фуко - и др.).
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия