СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Идентичность социальная
аспект индивидуального самосознания, проистекающий от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними [26.– С.217].
Источник: Социология. Словарь.
идентичность социальная
social identity. - аспект личности коммуниканта, состоящий из совокупности социальных ролей, которые он играет в обществе. Включает географическую, расовую, этническую, гендерную, возрастную, профессиональную и другие формы идентичности.
Социальная идентичность
Аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, гендер, религия, занятие), становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение. С каждой наглядной социальной идентичностью связана оценка, которая передает положительный или отрицательный статус [9]. Понятие важно для анализа восприятия сообщений средств массовой коммуникации, так как отношение к содержанию и формам зависит от характера социальной идентификации личности, от фиксирования черт самосознания применительно к содержанию информации.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. identicus - тот же, одинаковый) - ощущение человеком собственного «я» как уникальной индивидуальности, части особенной группы, не похожей на др. Представляет собой результат осознания человеком самого себя как личности, отличной от др. Предполагает отождествление исполнителя социальной роли со своей ролью или ролями. Каждому индивиду присущи несколько различных И.с. Это создает проблему иерархии и интеграции различных социальных ролей в сознании человека. Так, согласно И. Кону западноевропейская культура подчеркивает единство, самость личности независимо от конкретных И.с. Кроме того, зависимость личности от системы социальных ролей - показатель «кризиса идентичности». И.с. является социальной характеристикой индивида с т. зр. его профессиональной, возрастной, этнической, экономической и пр. принадлежности, т. е. И.с. находит свое выражение в совокупности признаков, по которым индивиды, не входящие в к.-л. группу, отличают членов этой группы.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
характеристика индивида с т.зр. его принадлежности к к.-л. соц. общности, группе (половой, возрастной, экономич., этнич., профессиональной и т. д.). Определение И.с. отвечает на вопрос "Кто это?" Все личностные дескрипторы (описания, характеристики, оценки), отвечающие на вопрос "Какой это человек?", непосредственно соотносятся с И.с. или подразумевают ее. Никакие психологич. описания и нормативы поэтому не имеют смысла без учета И.с, причем каждый индивид обладает несколькими разными И.с. Это создает в сложных об-вах проблему индивидуальной идентичности или самости, т. е. интеграции и иерархизации разных соц. ролей индивида в его самосознании. Проблема И.с. также имеет свой этнокультурный аспект. В одних культурах (напр., западноевропейская традиция) подчеркивается единство и цельность личности независимо от ее конкретных соц. идентичностей; текучесть и зависимость личностных свойств от системы соц. ролей рассматривается как нечто болезненное или как показатель "кризиса идентичности". В др. культурах (напр., японской) акцентируется множественность "Я", представленная совокупностью относительно автономных рядов отношений, прав и обязанностей. Эти разные ориентации проявляются на уровне как теоретич. идеологии (религиозные, филос. и т. п. представления), так и обыденного массового сознания и языка. Лит.: Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Robbins R.H. Identity: culture and behavior//Handbook of social and cultural anthropology. Chicago, 1973; LIdentite. Seminaire interdisci plin aire dirige par С Leyi-Strauss. P., 1977; Ogilvy J. Many dimensional man: decentralizing self, society and sacred. N.Y., 1977; Wegner D.M., Vallacher R.R. The self in social psychology. N.Y., 1980. И.С. Кон.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
social identity) (социальная психология) - аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, тендер, религия, занятие), становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение. С каждой наглядной социальной идентичностью связана оценка, которая передает положительный или отрицательный статус. Данный подход в современной социальной психологии происходит от работы Анри Тайфеля и его (попытки объяснить межгрупповую дискриминацию и конфликт в (условиях "минимальной группы", то есть где члены осведомлены только о своей принадлежности к группе или категории. Социальная (классификация сопровождается процессом социального сравнения. В этой внутренней группе члены стремятся поддерживать положительную социальную идентичность, сравнивая самих себя с внешней группой в измерениях, которые гарантируют, что благоприятное самосознание сохраняется, создавая положительную отличительность. Гам, где это затруднено, восприятие внешней группы может искажаться, выливаясь в предубеждение. Группы меньшинств в обществе встречаются с ситуацией, когда их социальные идентичности в значительной степени или полностью отрицательны. Тайфель и Тернер (1979) описали ряд возможных стратегий различных меньшинств для достижения более положительных социальных идентичностей: социальная мобильность - попытки оставить группу меньшинств; социальное творчество - изменить измерение, ценность или фокус процесса сравнения; социальная конкуренция - вызов или прямой конфликт с большинством.
Теоретики социальной идентичности открыто отклоняют понятия индивидуализма и редукционизма в социальной психологии, поскольку они ведут к попыткам объяснить предубеждение с точки зрения характерной черты (например, авторитарная личность) или индивидуальной динамики личности (например, козел отпущения). Хотя индивидуумы явным образом действуют во многих ситуациях, исходя из персональных идентичностей, присутствие видных членов внешней группы намного больше благоприятствует поведению, совместимому с социальной идентичностью и принадлежностью к внутренней группе. Когнитивные объяснения предубеждения, вроде стереотипных обобщений, также отклонены на редукционистских основаниях и из-за своей неспособности объяснить, почему сравнения между внутренней и внешней группой всегда происходят в измерениях, благоприятных для первой.
Исследования во множестве контекстов подтвердили уместность социальной перспективы идентичности в качестве объяснения внут-Ригруппового поведения: Браун (1978) о профессиональных группах, стремящихся сохранить разницу в заработной плате, Джилз и Джонсон (1981) о поведении этнолингвистических групп. Недавно подход был так же успешно использован для объяснения таких внутригрупповых процессов, как конформность, влияние меньшинства и поляризация группы.
Теоретики социальной идентичности открыто отклоняют понятия индивидуализма и редукционизма в социальной психологии, поскольку они ведут к попыткам объяснить предубеждение с точки зрения характерной черты (например, авторитарная личность) или индивидуальной динамики личности (например, козел отпущения). Хотя индивидуумы явным образом действуют во многих ситуациях, исходя из персональных идентичностей, присутствие видных членов внешней группы намного больше благоприятствует поведению, совместимому с социальной идентичностью и принадлежностью к внутренней группе. Когнитивные объяснения предубеждения, вроде стереотипных обобщений, также отклонены на редукционистских основаниях и из-за своей неспособности объяснить, почему сравнения между внутренней и внешней группой всегда происходят в измерениях, благоприятных для первой.
Исследования во множестве контекстов подтвердили уместность социальной перспективы идентичности в качестве объяснения внут-Ригруппового поведения: Браун (1978) о профессиональных группах, стремящихся сохранить разницу в заработной плате, Джилз и Джонсон (1981) о поведении этнолингвистических групп. Недавно подход был так же успешно использован для объяснения таких внутригрупповых процессов, как конформность, влияние меньшинства и поляризация группы.
Источник: Большой толковый социологический словарь