Социальная общность
множество людей, объединенных общими потребностями, интересами, целями и задачами.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Общность социальная
взаимоотношение между индивидами и социальными группами, связанными между собой процессом взаимодействия на основе социальных норм и ценностей.
Источник: Глоссарий по социологии
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия и поведения.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Общность социальная
взаимосвязь людей, обусловленная общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
более или менее целостная совокупность людей, объединённых наличием у них общих социальных признаков, направленная на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. community, social; нем. Gemeinschaft, soziale. Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект истор. и соц. действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных ориентаций и интересов. Общности разных видов и типов –это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Общность социальная
совокупность людей, характеризующаяся условиями жизнедеятельности (экономическим, социальным статусом, уровнем профессиональной подготовки и образования, интересами и потребностями и т.д.), общими для данной группы взаимодействующих индивидов (социального класса, социально-профессиональной группы и т.д.), принадлежностью к исторически сложившимся территориальным общностям (городу, деревне, поселку), к тем или иным социальным институтам (семье, образованию, науке и т.д.) [21.– С.463]. –взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности [9.– С.584].
Источник: Социология. Словарь.
Общность социальная
широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие основанные на кровнородственных отношениях О. с, как род и племя. В дальнейшем О. с. формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социальноэкономического строя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную О. с. (в частности, «класса в себе» в «класс для себя») (см. Класс). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится С.О. не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). "Обобществление" (Vergesellschaftung) и есть та форма, в какой "отдельные индивиды образуют единство" (Зиммель - ).
Формальное понимание отождествляет С.О. и общество как реальное взаимодействие между социальными группами, классами, нациями (виды С.О.), с другой же стороны, предполагает наличие уровня непосредственного взаимодействия и его переживания. Как следствие, анализ С.О. ведется по линии "общественное - частное" и "естественное - искусственное". Общественность обозначает открытость, совместимость жизнедеятельности; естественность (спонтанность) - принцип возникновения и жизнедеятельности С.О. Эти критерии отделяют С.О. от сферы государственного администрирования и экономической подсистемы. В отличие от этого конструктивистская интерпретация утверждает С.О. в качестве производной от теории, т.е. стремления соединить в представлении культуру и государство (Э. Геллнер). Переход к политической номинации, перетолкование (создание заново) традиций и истории вводят в сферу анализа психосоциолингвистические основания С.О. (подражание, образование, воспитание). С.О. понимаются также как возникшие благодаря сродству индивидов между собой, благодаря общности между ними, типически (Дильтей - ).
В современной социологии характеристики тотальности/локальности С.О. прилагаются к понятию "новой общественности", ассоциации свободных и равных индивидов, определяющих в ходе коммуникации, аргументированного обсуждения нормативные условия своего существования. Предназначение общественности заключается в способности постоянно устанавливать широкие многомерные связи коммуникации, способности формировать свои автономные объединения, действующие сплоченно, организованно, с рефлексивным пониманием целей (Хабермас - ).
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия
Социальная общность
относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, регулирующих их жизнедеятельность, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, выступающие важнейшими субъектами социального действия.
К С.о. относят обычно две их основные разновидности – общности групповые (классы, слои, социально-демографические, профессиональные группы и др.) и массовые (участники общественных движений, зрительские аудитории, любительские объединения, поклонники «звезд», болельщики спортивных команд и т.п.). Представляется возможным выделить еще несколько разновидностей С.о.: а) социально-родственные – семья, род, племя; б) этнические (нация, народность); в) социально-организационные (члены определенных организаций). С.о. складываются по-разному: естественным путем, под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера жизнедеятельности либо при формировании целенаправленно создаваемых организационных систем. Любая совокупность людей становится С.о. только при осознании одинаковости условий жизни, проявлении своего отношения к ним, при понимании различия между «мы» и «они» и в то же время единства своих интересов по сравнению с другими С.о. Это позволяет выработать единые в той или иной мере социальные нормы членов С.о и черты массового сознания, культуры, образа жизни, ценностного отношения к действительности, высшим выражением чего выступают общие интересы. Нередко также выделяют т.н. номинальные общности, т.е. чисто статистические совокупности людей, характеризуемых какими-то общими признаками (возрастом, уровнем образования и др.), не связанных между собой социальным взаимодействием. Это необходимо при проведении статистических подсчетов и эмпирических исследований.
Выявление реальных С.о., отчетливое понимание особенностей жизнедеятельности и интересов каждой из них – важный аспект практики политической деятельности и управления общественными процессами в демократическом, социальном государстве для учета в максимально возможной степени интересов различных социальных слоев и групп, наций, в т.ч. массовых общностей, и их удовлетворения.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и обладающих рядом общих признаков (черт) В отличие от организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, общности возникают естественно-исторически, т.е. с необходимостью, обусловленной потребностями общественного производства и общественного развития в целом. О. с. – один из элементов социальной структуры общества.
Выделяют следующие типы О. с.:
1. Социально-классовые общности (рабочие, буржуазия, крестьяне, богатые, бедные, средние слои) Связаны формами собственности, уровнем доходов; занимают ведущее место в социальной структуре общества.
2. Сословные общности (дворяне, купцы, духовенство, казаки и др.) Связаны наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами.
3. Кастовые общности (брахманы – священнослужители, кшатрии – воины, вайшьи – купцы, шудры – крестьяне, рабочие, ремесленники) Особое положение занимают неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Каждая каста занимает определенное место в социальной иерархии.
4. Демографические общности (мужчины, женщины, дети, молодежь, старики, взрослые) Связаны половозрастными признаками.
5. Национально-этнические общности (этносы, нации, народности, этнические группы) Связаны спецификой этнонациональных признаков.
6. Расовые общности (европеоиды, негроиды, монголоиды, метисы, креолы, мулаты) Связаны расово-биологическими особенностями людей.
7. Профессиональные общности (токари, пекари, учителя, врачи) Связаны принципами общественного разделения труда, принадлежностью людей к профессиям.
8. Религиозные общности (католики, православные, мусульмане, иудеи, буддисты) Связаны религиозными предпочтениями.
9. Идейно-политические общности (горожане, селяне, уральцы, сибиряки, москвичи) Связаны местом проживания.
10. Образовательные общности (учителя, ученики, студенты, профессора)
11. Иные общности (телезрители, читатели газет, пассажиры электричек, покупатели стирального порошка и т.п.)
О. с. бывают разными по составу: от двух членов (диада) до миллионов и миллиардов (китайское общество); по продолжительности существования: от мгновений (зрители клипа) до сотен миллионов лет; по плотности связей: от сплоченных (семья) до аморфных (толпа); по сложности совокупных признаков: групповые (социальные группы) и массовые (ситуативно возникшие массовые образования)
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или нек-рых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью соц. норм ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. В отличие от соц. ин-тов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода обществ. развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей непосредственно и исключительно порождаются обществ. производством (производственный коллектив. обществ. класс, соц.-профессиональная группа); др. виды общностей вырастают на этнич. основе (народности, нации), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и др. факторами; объективной основой третьих видов - соц.-демографических - общностей выступают естественные демография, факторы - пол, возраст; имеются и др. виды общностей, возникающие на различн. присущих им объективных основаниях. Исторически первыми видами общности были возникшие сразу же с образованием человеческого об-ва такие объединения, как семья (см.), род, племя. Объективную основу их образования составляли и кровнородственное единство, и совместная производственная деятельность, и зародившиеся в тех условиях общие этнич. признаки. С переходом от первобытнообщинного строя к обществ. устройству, основанному на частной собственности, существенные изменения претерпевает семья, возникают такие общности, как классы социальные (см.) и др. группы социальные (см.), а на иной основе образуются общности соц.-этнич. - народности (см.) и затем нации (см.). Разделение труда (см.) порождает такие общности, как профессиональные группы, несущие на себе отпечаток конкретного соц.-экономич. строя (сравнить, напр., средневековые цехи и корпорации). Возникают и приобретают все большее значение такие общности, как коллективы трудовые (см.). Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из к-рых она образуется. Но совокупность людей становится О.с. только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним и в связи с этим у них выработается более или менее отчетливое понимание того, кто является "своим", а кто "чужим" (по тем или иным признакам), различие между "мы" и "они". Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с др. общностями. Осознание этого проявлялось, как известно, у родоплеменных об-в первобытнообщинного строя, присуще оно и любой народности и нации. Точно так же осознание др. совокупности условий, связанных с местом в системе обществ. производства (кто "хозяин" - кто "работник", кто богатый - кто бедный и т. д.), и осознание единства своих интересов на этой основе формируют такую общность, как обществ. класс. Части населения, различающиеся между собой по объективным природным признакам пола или возраста (женщины в отличие от мужчин, молодежь в отличие от людей старших возрастов), превращаются из простой совокупности з соц.-демократич. группы, когда на определенном этапе историч. развития происходит осознание ими общности своего положения и своих интересов в отличие от др. частей населения. Т. обр., О.с. складывается на основе объективных предпосылок. Но фактором, превращающим эти предпосылки в реальную общность, "обручем, к-рый скрепляет совокупность живущих в одинаковых условиях людей в О.с. как некую органич. целостность, являются особого вида обществ. отношения - соц. отношения, идеологич., надстроечные по своей природе, т. е. отношения, к-рые складываются, проходя через сознание людей. Одинаковые - в той или иной мере - условия жизни и порождают единые для О.с. соц. нормы формируют у членов общности общие черты массового сознания, культуры, образа жизни и ценностного отношения к действительности, высшим выражением чего являются общие интересы. При этом следует иметь в виду два существенных момента. Во-первых, в силу относительной самостоятельности, присущей сознанию, особенностей микросреды, к-рой формируется личность, и представления и интересы отдельных индивидов, могут не совпадать с тем, что присуще в этом плане той или иной общности в целом, является типичным для нее. Это может порождать действия, противоречащие нормам и интересам О.с. - нации, класса, трудового коллектива и т. д. Такое поведение отклоняющееся (см.) вызывает отрицательное отношение со стороны общности, порождает борьбу против его носителей. Во-вторых, поскольку люди оказываются одновременно членами общностей разных видов с разной степенью их внутреннего единства (скажем, представителями определенной нации и в то же время - представителями одного из входящих в нее классов, той или иной соц.-демографич. и профессиональной группы и т. д.), одинаковость перечисленных выше характеристик сознания и жизнедеятельности проявляется в их отдельных элементах в разной мере и образует весьма сложную структуру. Так, есть общие черты в психич. складе и, следовательно, культуре, образе жизни и интересах у всех представителей определенной нации, но в тех элементах сознания и жизнедеятельности, к-рые относятся к их более глубоким структурам и к-рые отражают положение людей уже не как представителей одной нации, но как членов определенной соц.-демографич. группы или определенного класса, одинаковость перестает существовать. Она уступает место различиям в особенностях массового сознания, культуры, образа жизни (в т. ч. в моде, художественных вкусах, стиле поведения), в специфич. интересах молодежи в отличие от старших возрастных соц.-демографич. групп, а еще более глубоко - различиям массового сознания, культуры, образа жизни, интересов у представителей разных классов. Общие черты на этом уровне сознания и жизнедеятельности оказываются лишь в рамках данной соц. или соц.-демографич. группы. Лит.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. Ю.Е. Волков
Источник: Российская социологическая энциклопедия