Соблюдение норм социальной защиты работников предприятия на должном уровне позволит предприятию снизить текучесть кадров, участвовать в государственных программах развития, что также будет способствовать повышению эффективности производства, стабилизации социальной ситуации и увеличению прибыли предприятия. Интересы работников и руководства на предприятии тесно взаимосвязаны, так как размер прибыли и производительность труда работников на предприятии находятся в прямой зависимости от уровня социальной защищенности работников. Следовательно, взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, конкретных рабочих коллективов (предприятий), семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь нуждающемуся в ней человеку. С.о.у.т. помогает правильно расставить акценты в этой работе, определить основные социально-экономические и производственные риски, спланировать и скоординировать работу в этом направлении. Грамотно построенная социальная защита работников в российских компаниях может и должна решать проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой быстро развивающийся бизнес, прежде всего, в сфере управления персоналом. Единый подход в этой работе стал возможен с введением механизма специальной оценки условий труда.
В конце 2013 г. был принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, согласно которому на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со С.о.у.т. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ. Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. В нем говорится, что специальная оценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Обязанность по проведению и финансированию специальной оценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ и из п. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.
Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить специальную оценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь создаваемого рабочего места. Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежат аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначили только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности.
Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов. Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно. По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то специальную оценку можно начать через пять лет после завершения аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, т. е. ранее вышеуказанного срока. Прежде всего это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая специальная оценка обязательна при несчастных случаях на производстве или профзаболеваниях, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
Чтобы начать специальную оценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении специальной оценки. В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель или ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.
Сторонняя организация, проводящая специальную оценку, — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по специальной оценке. Причем как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая специальную оценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом. В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно предоставить в трудовую инспекцию.
Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные производственные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. По окончании специальной оценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных производственных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и прочее. Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные специальной оценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии). В числе прочего результаты специальной оценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда социального страхования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам “на травматизм” нужно установить для того или иного страхователя. Также результаты специальной оценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Величина штрафа в настоящее время составляет для должностных лиц и ИП от 5000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — 100 000 руб. до 200 000 руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток. Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов специальной оценки может послужить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.
И.Д. Шелковин
Лит.: Трудовой кодекс РФ; Закон г. Москвы от 12.03.2008 г. № 11 “Об охране труда в городе Москве”; Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”; Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”; Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290 “Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей”.