Социальная политика региональная

Найдено 1 определение
Социальная политика региональная
совокупность теоретических принципов и мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов с учетом их специфики. Формируется и реализуется в регионах России на базе согласованной социально-экономической политики государства, субъекта Федерации и муниципального образования. С.п.р. представляет собой комплекс мер, вырабатываемых и реализуемых органами власти региона и другими заинтересованными субъектами при участии местного самоуправления с учетом сформированной концепции регионального социального развития. Ее объектом выступают все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории. Субъектом С.п.р. являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (профессиональные, политические, религиозные, благотворительные), оказывающие воздействие на социальную сферу региона. Субъектом государственной С.п.р. являются региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни населения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве соответственно также решаются в большей мере на региональном уровне. В период интенсивной структурной перестройки С.п.р., формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти, становится главной детерминантой развития социальной сферы, поскольку именно она поможет избежать или уменьшить социальные издержки, вызванные неустойчивым состоянием переходного периода, путем целенаправленного воздействия заинтересованных структур и лиц на отдельные компоненты социальной сферы региона.
С.п.р., являясь составным компонентом общенациональной С.п., оказывает большое влияние на утверждение принципов социального государства в регионах России, достижение его целей и задач.
Социальная политика корпоративная. В социальном государстве это – составная часть государственной социальной политики, регулирующая отношения в обществе его различных социальных слоев и групп. Социальные институты, процедуры и механизмы служат инструментами реализации этих интересов, борьбы их представителей за приоритеты в экономической и социальной политике. Ключевую роль при этом играют институты и механизмы социального партнерства.
Корпоративизм ­– не синоним самоуправления или особой формы «производственной демократии». Исследователи этих процессов (Герцберг, Макгрегор, Луи Блан и др.) анализировали отдельные формы соединения интересов людей, однако единая корпоративная форма пока не выработана. В известной мере корпоративизм противостоит модели хозяйственного развития, которую можно условно обозначить как «индивидуалистическую». Его, с определенной степенью допущения, можно рассматривать как модель социально-экономического поведения, где главное – баланс интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней. Это позволяет формировать наиболее благоприятную социально-экономическую среду, т.к. во главу корпоративных отношений ставится не перераспределение доходов, а предоставление каждому реальных возможностей получения благ и услуг.
Такие страны, как Германия, Швеция, Япония добились успехов в конце ХХ в. во многом благодаря использованию принципов корпоративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, основанный на «порядке и организованности», в Германии отличается от корпоративизма Японии, в основе которого «японский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это – различные модификации корпоративных отношений. Последние снижают уровень противостояния (борьбы), присущего рыночной экономике, т.к. ключевым элементом становится не борьба, а защита своих социально-экономических интересов. Корпоративный потенциал обладает огромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сферы. Этот процесс можно рассматривать в качестве специальной социальной трансформации, ведущей к созданию современной, сложной системы отношений, отвечающей принципам открытой рыночной социально-ориентированной экономики.
Корпоративизм – естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой, через развитие своего сообщества. Если учесть, что жизнь общества протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отношений, складывающихся между людьми: социально-экономических, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным взаимодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, - то корпоративные отно­ше­ния могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономических отношений рыночной экономики, так и в качестве способа (метода) регулирования совместной деятельности. Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономического развития, которая отличается не только инструментами и механизмами, но, прежде всего, уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определенных систем социально-экономических отношений в отдельных государствах в рамках формирования мировых рыночных отношений.
Россия, где еще формируются крупные корпоративные образования, пока не приблизилась к эффективной корпоративной экономике, без чего немыслима и С.п.к. Внесение элемента корпоративизма в социальную политику способствует более устойчивому равновесию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, постепенному переходу основной тяжести социальных расходов социального государства на уровень корпораций и предприятий.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
541.61 кб

Региональная социальная политика: акторы и мотивация

Чирикова Алла Евгеньевна
Приближающийся цикл политических выборов первого лица государства обостряет дискуссии о том, какие преобразования в социальной сфере следует предпринять.
Читать PDF
420.61 кб

Субъекты социальной политики: два региональных случая

Лапина Наталья Юрьевна
Читать PDF
431.24 кб

Демографические аспекты региональной социальной политики

Петросянц Даниэл Викторович
В статье рассматриваются вопросы эксклюзивности выстраивания социальной политики в условиях многонациональности, многоконфессиональности, атомизации современного российского социума.
Читать PDF
310.34 кб

Социальная политика региональной общности в публичной сфере

Киричек Петр Николаевич, Золина Галина Дмитриевна
В статье характеризуется понятие социальная политика, анализируется роль средств массовой информации в популяризации социальной политики региона, их влияние на общественное мнение.
Читать PDF
499.32 кб

Проблема оценки эффективности региональной социальной политики

Каспарьян Жанна Эдуардовна
В статье поднимаются вопросы оценки эффективности социальной политики как сложной научно-прикладной задачи.
Читать PDF
186.34 кб

Региональная социальная политика в условиях административной реформы

Захаров Максим Александрович
В статье рассматриваются особенности современной социальной политики.
Читать PDF
211.21 кб

Региональная политика: инновационный вектор социального моделирования

Маркин В. В.
В статье анализируются данные исследования региональной идентификации, проведенного Центром региональной социологии и конфликтологии ИС РАН. В качестве важнейшего критерия был выбран «инновационный вектор развития».
Читать PDF
419.17 кб

Основные принципы формирования модели региональной социальной политики

Васильева Елена Геральдовна
В статье в качестве основных субъектов оптимальной модели региональной социальной политики рассматриваются и государственные, и негосударственные институциональные структуры, специфические функциональные задачи данных структур, а
Читать PDF
846.77 кб

Молодёжная политика в ракурсе регионального социального программирования

Минаева Наталья Петровна
В условиях утверждения программного формата решения ключевых социальных проблем особое внимание уделяется вопросам разработки, реализации и обеспечения результативности молодёжных программ разного уровня.
Читать PDF
186.30 кб

Региональная пресса о деятельности государства в сфере социальной политики

Авдюшкина Мария Михайловна
В статье анализируется деятельность государства в сфере социальной политики и ее отражение в газетах, выходящих в Республике Мордовия.
Читать PDF
1.33 мб

Социальная дистанция субъектов политики от власти в региональном пространстве

Алтемерова Олеся Александровна
В работе поднимается проблема измерения социальной дистанции субъектов политики от власти в региональном пространстве.
Читать PDF
130.94 кб

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Буданов Г.А.
На основании анализа социально-экономических процессов в Вологодской области одном из типичных регионов РФ в статье показаны этапы эволюции роли региональных органов власти в формировании и реализации социально-экономической полит
Читать PDF
179.99 кб

К вопросу о социально-педагогическом проектировании региональной семейной политики

Власюк И. В.
Решение современных задач гармонизации отношения в триаде «семья личность государство» требует теоретического обоснования целостной системы социально-педагогического проектирования региональной семейной политики на основе возможно
Читать PDF
275.76 кб

Реализация социальной политики на региональном уровне (на примере Саратовской области)

Немерюк Евгения Евгеньевна, Антонова Ольга Геннадьевна
В статье рассматриваются состояние и специфика реализации социальной политики на примере Саратовской области.
Читать PDF
200.84 кб

Социальная политика как стратегический ориентир регионального политического менеджмента

Сулейманов Мнир Рафхатович
В статье обосновывается значимость эффективного управления региональными процессами по повышению показателей качества жизни как одной из обязательных составляющих политических технологий не только в период избирательных кампаний.