Социальная помощь
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социальная защита населения в Канаде, глоссарий к книге
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Эта концепция соответствует социальной политике некоторых зарубежных стран, например Швеции, в которой не способные поддерживать себя собственным трудом граждане имеют право на некоторую минимальную помощь от государства независимо от своего трудового или иного вклада в благосостояние страны.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Социальная помощь включает определенный набор услуг, в том числе гигиенические мероприятия, купание. Кроме того, обычно это еще и социальная поддержка в сохранении контактов с родными и близкими, развитие социальных навыков и навыков самостоятельной жизни, в частности умения готовить пищу, устанавливать социальные контакты в пределах и за пределами дома и учреждениях круглосуточного пребывания. Социальная помощь включает в себя также сбор и предоставление информации (например, для ОЦЕНИВАНИЯ и разработки индивидуальных планов ухода), госпитализацию и выписку из больницы, совладание с АГРЕССИЕЙ и ВЫЗЫВАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ. Нетрудно заметить сходство задач в сфере социальной помощи и медицинской работы, например, в интернатах и отделениях для пожилых людей и лиц с серьезными задержками психического развития. Персонал учреждений круглосуточного пребывания выполняет широкий круг задач, охватывающий разные аспекты медико-социальной помощи.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Словарь по волонтерству.
П.с. по своей природе имеет некоторый благотворительный характер, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц). Она может не быть связана с величиной прошлого дохода, вкладом в общественное производство, а ее размеры зависят от количества членов семьи и расходов, связанных с жизнедеятельностью. При возрастании масштабов нуждающихся в помощи государства вводится адресный принцип ее предоставления. Основанная на адресном подходе П.с. оказывается незащищенным категориям населения, обычно в денежной или натуральной форме с учетом уровня доходов граждан и в виде предоставления ряда льгот для определенных категорий населения.
Общие принципы предоставления П.с., правовые и организационные основы оказания социальной помощи, условия и порядок ее предоставления определяет Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, в соответствии с которым:
государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом;
социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
З.П. Замараева
Лит.: Федеральный закон от 17.06.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”; Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.
Пособие — это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия — вспомогательная мера, ее цель — поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.
В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.
Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляют соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.
Социальная поддержка — одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие ее снижению.
Всем нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.
Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.
Средствами социальной защиты являются:
— нормативные ограничения, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание;
— система социальных стимуляторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатно или частично оплачиваемых услуг и стимуляции благотворителей;
— учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке
групп населения;
— организация пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;
— разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных граждан, нуждающихся в социальной защите;
— создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;
— организация и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.
В социальных науках установлен определенный консенсус, что в социальной работе речь идет о помощи, которая является центральной структурообразующей характеристикой социальной работы. При этом необходимо отметить, что понятие помощи меняется вместе с трансформацией общественных структур. Посредством исторического изменения и наполнения смысловых моментов это понятие стало одним из самых комплексных понятий в социальных науках.
При более детальном подходе к понятию помощи необходимо выделить несколько важных моментов.
Под помощью понимается социальная деятельность со стороны государства и общества, рассматриваемая как забота о положении человека в обществе, который в определенные периоды жизни и (или) в определенных жизненных ситуациях не может самостоятельно регулировать реализацию своих актуальных потребностей, при этом он не может получить поддержку и со стороны своего непосредственного окружения.
Возникает целый ряд вопросов, ответы на которые формируются под влиянием сложившихся в обществе представлений о достойном образе человека и о совместном проживании людей. Помощь тоже оказывает воздействие на общество, так как формирует новые факты реальности и влияет на поведение людей:
• Кому необходима помощь? (Выявление тех, кто должен получить помощь.)
• Когда необходима помощь? (Констатация нуждаемости.)
• Почему необходима помощь? (Мотивация предоставления помощи.)
• Каким образом можно помочь? (Тип и метод соответствующего процесса.)
Возможность предоставления социальной помощи детерминирована тремя исторически сложившимися формами:
• Частный, приватный характер помощи, связанный с жизненным миром человека. Эта форма используется все более широко, что обусловлено отходом от системы личной, милосердной, дружеской помощи.
• Социально-политический характер помощи. Она определяется финансовыми и правовыми факторами.
• Личностно направленное социальное обслуживание. Неизбежность возникновения института социальной работы, который заменил приватные, связанные с жизненным миром человека, формы помощи.
Цель социальной работы состоит в том, чтобы в случаях, когда собственные ресурсы человека и его окружения недостаточны, активировать или объединить источники помощи для смягчения остроты конкретной трудной жизненной ситуации и создать благоприятные возможности для реализации самопомощи.
Понятие социальной помощи можно дифференцировать следующим образом:
• Первичная помощь: помощь в ее исконном понимании. Она способствует раскрытию потенциала личности, полной самореализации человека.
• Вторичная помощь: изыскание помощи исходя из причин проблемы. В процессе решения и преодоления проблемы необходимы консультирование, помощь и поддержка специалистов.
• Третичная помощь: изыскание последующей помощи. Проблема развивается, приобретает собственную динамику, создает ситуации, которые уже невозможно решить без посторонней помощи.
Распространенным типом помощи в настоящее время является третичная помощь, т.е. мероприятия, которые проводятся по решению уже состоявшейся проблемы. Такое положение может измениться, если социальная помощь сосредоточится на преодолении проблем на первом и втором уровнях, и будет носить профилактический характер. Социальная помощь в понимании предварительной, ориентирующей помощи необходима не только тем, кто отклоняется от норм, но и тем, кто хочет следовать им.
Понятие помощи не может употребляться как собирательное понятие для обозначения деятельности в социальной работе в целом. Но оно необходимо и востребовано в тех случаях, когда речь идет о наименовании границ и соразмерностей, которые служат критериями социальной работы в процессе ее ориентации на жизненный мир. Помощь отождествляется с социальной работой в следующих случаях:
— когда она ориентируется на автономность жизненной практики своих клиентов и ограничивается ею;
— когда она не отказывает своим клиентам в праве на нуждаемость в помощи, не ограничивается лишь удовлетворением потребностей в обслуживании и необходимостью контроля, но использует эти виды деятельности в их единстве;
— когда она использует ранжированность своей структуры как инструмент управления системой полномочий.
В Российской Федерации в 1999 г. вступил в действие Федеральный закон “О государственной социальной помощи”.
Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Цели оказания государственной социальной помощи:
— поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
— адресное использование бюджетных средств;
— усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
— создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
— снижение уровня социального неравенства; — повышение доходов населения.
На федеральном уровне право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий и военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, а также лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды.
Государственная социальная помощь оказывается этим гражданам на основании социального контракта и в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Л.И. Конанова, Е.Г. Студенова
Лит.: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебник. М.: Юрайт, 2012; Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003; Schilling J. Soziale Arbeit. Geschichte — Theorie — Profession. Ernst Reinhardt, Gmbh & Co KG, Verlag. München, 2005.