СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Социальная психология
Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы и социумы, а также психологические характеристики самих этих групп и социумов.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. psychology, social; нем. Sozialpsychologie. Наука о психологических причинах, механизмах и закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и общностей.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
наука о закономерностях и механизмах формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы ( коллективы, семья, группы непосредственного общения), личности индивиды.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Социальная психология
наука о внутренних психологических причинах, механизмах и закономерностях социального поведения людей в группах и общностях, психологических характеристиках отдельной личности, групп и общностей. Возникла в середине X IX в. на стыке психологии и социологии. К концу X IX в. был сформулирован собственный концептуальный аппарат: психология народов (М. Лацарус, В. Вундт), психология масс (С. Сигеле, Г. Лебон), теория инстинктов социального поведения (У. Мак-Дугалл). Однако официальной датой рождения новой науки считается 1908 г., когда вышли из печати книги У. Мак-Дугалла и Э.О. Росса, в названиях которых фигурируют слова «социальная психология». Центральным системообразующим элементом социальной психологии как науки выступают личность и психологические аспекты ее социального поведения. Наибольшее развитие эта наука получила в США начиная с 20-х гг. XX в. Ориентируясь на решение практических задач в русле социального менеджмента, она достигла значимых результатов при изучении структуры и динамики малых групп, форм взаимодействия людей, межличностных отношений, воздействия групп на индивида, формирования социальных установок личности, способов принятия групповых решений, средств коммуникации и др. 3начимый вклад в ее становление внес, в частности, К. Левин (1890-1947). Основным теоретическим фундаментом социальной психологии являются общая теория менеджмента, социология управления, необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм и др. [4, 70].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Социальная психология
social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. — проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная установка, конформизм, коммуникации, межличностное восприятие, убеждения, взаимоотношения, сексуальное поведение и др. С.п. как самостоятельная дисциплина возникла в начале 1920-х гг. Одним из первых авторов, использовавших термин С.п., был У. Мак-Дугал, опубликовавший в 1908 г. кн. Введение в социальную психологию. Бурное развитие С.п. приходится на период после 2-й мировой войны. В числе самых известных социальных психологов были Теодор Адорно (1903—69), исследовавший предрассудки, и Фриц Хайдер (1896—1988), изучавший восприятие личности и конформизм. Идеи Джорджа Герберта Мида (1863- 1931) о личности и самовосприятии получили свое дальнейшее развитие в работе Гоффмана о самопредставлении. С.п. предполагает множество разл. подходов, отчасти отражающих ее междисциплинарный характер. Социальные психологи в США подчеркивали обусловленность поведения индивида скорее влиянием окруж. среды, чем врожденными св-вами. Представители европ. школы отдавали предпочтение анализу генетических факторов, характерных для этологии и социобиологии. Совр. европ. социальные психологи делают упор на коллект., а не на индивидуальных феноменах. Во Франции, напр.. Серж Московичи модифицировал тезис Дюркгейма об определяющей роли культуры на сознание и поведение индивида, убедительно доказав, что коллект. идеи изменяются под влиянием открытий и изобретений, совершаемых отд. индивидами.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода вопросы П.с. разрабатывались в составе различных философских учений. Так, истоки многих современных социально-психологических проблем можно обнаружить уже в концепциях Платона и Аристотеля. Элементы П.с. складывались также внутри конкретных наук - прежде всего, психологии и социологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии и языкознании. Ко 2-й половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологический концепций: «психология народов», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения». Началом самостоятельного существования П.с. считается 1908 г., когда одновременно появились работы В. Мак-Дугалла и амер. социолога Э. Росса, в название которых был включен термин «П.с.». Основные направления современной П.с.: общие проблемы теории, методологии и истории П.с.; закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, вопрос о взаимосвязи общественных и межличностных отношений); характеристики больших социальных групп (наций, классов и т. п.); проблемы малых групп (условия формирования и структура, воздействие группы на личность, лидерство, принятие групповых решений и т. д.); исследование личности (в т. ч. проблемы социализации и социальных установок), в области прикладных исследований особенно актуальные социально-психологические проблемы управления, массовой коммуникации и пропаганды, противоправного поведения и др. Социально-психологическая проблематика возникает в развитии целого ряда смежных наук, напр., языкознания, криминологии, демографии, этнографии ит. д.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
social psychology) - подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на "мышление, чувства и поведение" индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология предполагает множество разных подходов, отражающих отчасти ее междисциплинарное положение. Есть и другое осложнение: многие работы в рамках социологии, которые можно обозначить как "социальную психологию" (например, символический интеракционизм), довольно часто называются "микросоциологией". Одним из первых авторов, использовавших данный термин, был У. Мак-Дугалл, написавший труд "Введение в социальную психологию", 1908 г. Поэтому в 20-е гг. она развилась в "полностью оперившуюся" область исследования, широко применявшуюся особенно в областях образования, социальной политики, труда и умственного здоровья. Несмотря на широкий спектр подходов, центральным интересом этой дисциплины является наведение мостов между индивидуальными и социальными теориями человеческого поведения. Следуя Армистиду (1974), можно выявить две главные традиции: (а) психологическую социальную психологию, характеризующуюся связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании; (б) социологическую социальную психологию, на которую повлияли работы символических интеракционистов, делающих упор на социальных процессах, способствующих развитию самоидентичности, и на роли языка, а также использующих качественные методы исследования, типа включенного наблюдения. Представление о темах, входящих в состав предмета, дает популярная книга Роджера Брауна "Социальная психология" (1965), где перечислены социализация, в том числе усвоение языка; роль и стереотипы; мотивация достижений; авторитарная личность; положения и их изменение; групповая динамика; коллективное поведение. Некоторые авторы (Мерфи, Джон и Браун, 1984) утверждали, что в конце 1960-х и в 70-е гг. социальная психология стояла перед кризисом", определяя, должна ли она быть "социально уместным" предметом, нацеленным на решение социальных проблем. Под влиянием более благоприятного социополитического климата 70-х гг. радикальные социальные психологи стали приводить доводы в пользу необходимости объединения "персонального" и "политического" в рамках подраздела. Такие авторы, как Бейкер-Мил-лер (1976), также оспаривали так называемый гендерно-слепой характер наиболее крупного направления социальной психологии. Однако многие считают главной ее целью развитие теории и знания об индивидууме в обществе. См. также Морено; Конформность; Когнитивный диссонанс; Предубеждение.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
раздел психологии, изучающий человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах, в частности в семье, школе, коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания и взаимоотношения личности и коллектива.
С.п. — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
С.п. — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько). С.п. — наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология по Г. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:
— социальная психология групп; — социальная психология общения;
— социальная психология личности.
Социальная психология, по Б. Д. Парыгину, изучает:
— социальную психологию личности;
— социальную психологию общностей и общения; — общественные отношения; — формы духовной деятельности.
История социальной психологии как науки значительно “моложе” истории того, что можно назвать социально-психологическим мышлением. Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла “Введение в социальную психологию” в Европе и Э. Росса “Социальная психология” в Америке.
В истории социальной психологии можно выделить три периода:
I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н.э. — середина XIX в.).
II период — период выделения описательной социальной пси-хологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50–60-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в.).
III период — период оформления социальной психологии в экс-периментальную науку (20-е гг. XX в.) и ее современного развития.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2008.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
наука о закономерностях группового поведения и отношениях между его субъектами: индивидами, группами, об-вом. Ядро предмета П.с. составляют закономерности формирования и функционирования отношений субъекта к другим, к окружающей действительности на различн. уровнях соц. системы. Эти отношения двойственны по своей природе: психологичны по способу существования и регуляции, "живут" в психике и в конечном счете действуют через нее; социальны по генезису и основной функции - координации, интеграции и регуляции жизнедеятельности соц. субъектов. По своей форме они представлены психологич. регуляторами различн. масштаба: соц. установками, ценностными ори-ентациями, групповым сознанием, основу к-рых составляют персонификации обществ. отношений - образы представителей соц. (классовых, этнич., профессиональных и т. п.) групп. Они зарождаются и функционируют в процессе обмена идеями, оценками и представлениями, отражающими как действительные обществ. отношения, так и перспективу их развития. Исторически П.с. представляет собой рез-т процесса дифференциации и интеграции научн. знаний о личности, об-ве и их взаимодействии. Первоначально соц.-психологич. проблематика разрабатывалась в лоне филос. и соц.-филос. концепций. С середины XIX в. выделившиеся из философии социология и психология (каждая в рамках своего предмета) обращались к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не смогли выявить ту специфич. логику специфич. объекта, к-рая должна была конституировать П.с. как самостоятельную науку. Развитие П.с. в XX в. свидетельствует о том, что она не может быть построена на основе одной из этих дисциплин. П.с, выросшая как экспериментальная дисциплина в рамках общей психологии страдает методологич. индивидуализмом, т. е. пытается вывести закономерности соц. взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной психики. Этот подход в 70-е гг. исчерпал себя. Методологич. индивидуализму в истории П.с. противостоял т. н. холистский подход, имеющий преимущественно со-циологич. происхождение. Согласно этому подходу соц. психология должна изучать язык, культуру и т. п., их преломление в поведении личности и соц. общностей. В отечественной П.с. существуют точки зрения по поводу ее предмета. Согласно одной из них П.с. должна исследовать личность - закономерности ее формирования, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и славливающее как рез-ты последней, так и ственно содержание и формы их психич дрТ тельности. Согласно другой - предмет П.с составляют "массовидные явления психики" "коллективное поведение", психология классов наций и др. соц. групп. Делались также попытки объединить две упомянутые позиции. Расхождение имеющихся воззрений на предмет П.с. обусловлено выбором в качестве исходного того или иного соц. отношения, напр., "индивид - группа", "индивид - индивид", "индивид - об-во", что, в свою очередь, детерминирует выбор объектов исследования, систему понятий, в к-рых формулируются теоретич. концепции. Реально такими объектами являются: соц. установки, ценностные ориентации, группы (групповые процессы, психологич. характеристики групп), общение, соц. восприятие, способы воздействия людей друг на друга. Свои методы П.с. заимствует преимущественно у др. наук: лабораторное экспериментирование, тестирование, статистич. методы обработки данных - у общей психологии и психологии личности; опросы, интервью - у социологии; сравнительный и кросскультурный анализ - у этнографии. Относительно самостоятельным методом можно считать социометрию - способ установления межличностных предпочтений в группе. Лит.: Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975; Социальная психология. М, 1975, Методы социальной психологии. Л., 1977; Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978; Социальная психология. Л., 1У

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
наука о внутр., психологических причинах, механизмах и закономерностях социального поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках отдельной личности, групп и общностей. С. п. как самостоятельная наука возникла в середине 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко второй половине 19 в. относятся первые попытки построения собственно социально-психологических концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла. Точкой отсчета в существовании С. п. считается 1908 год, когда одновременно появились на свет работы Мак-Дугалла и Росса, в названия к-рых был включен термин «С. п.». Первоначально С. п. не могла точно определить свой объект. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали С. п. задачами дополнительной, психологической интерпретации изучаемых социологами явлений и процессов. Др., рассматривая С. п. как часть общей психологии, сводили ее назначение к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи относили к С. п. все то во взаимоотношениях человек — об-во, что не охвачено социологией и общей психологией, тем самым признавая за С. п. статус как бы временной науки, правомерной до тех пор, пока социология или общая психология не найдут решения тех или иных вопросов. В рез-те восторжествовала кумулятивная т. зр., относящая к С. п. опред. аспекты тех вопросов, к-рые изучает социология, опред. аспекты общепсихологических проблем, а также круг явлений и процессов, оставшихся «между» социологией и психологией. Особый, не социол. и не общепсихологический характер этих проблем определяет самостоятельный научный статус С. п.
Совокупность изучаемых С. п. явлений представляет собой опред. систему. Центральным, системообразующим элементом выступает личность («социальный индивид») как социально-психологическое образование и психологические механизмы ее социального поведения. Подсистема первого порядка — С. п. малых групп (семья, производственный коллектив), образованных функциональными связями общения и взаимодействий отдельных социальных индивидов. Подсистема второго порядка — большие группы (классы, нации), социальные институты, организованные общности людей (политические партии), конституированные функциональными связями образующих их малых групп. Наконец, подсистема третьего порядка — массы и массовые движения, массовые явления психики (мода), обществ, мнение и массовые политические настроения, массовые коммуникационные процессы и феномены массового стихийного поведения (толпа, слухи).
Такое понимание, имеющее корни в наиболее влиятельном интеракционистском направлении С. п., не является единственным. В последнее время усиливается тенденция обратного порядка, выводящая на первое место С. п. масс и массовых настроений, затем — больших групп, малых групп и, наконец, личности. В 20 в. С. п. наибольшее развитие получила в США. Развиваясь в русле экспериментальной традиции, ориентируясь на решение практических задач, С. п. достигла значительных рез-тов в изучении целого ряда конкретных явлений: структуры и динамики малых групп, форм взаимодействия людей, межлич. отношений, воздействия группы на индивида, формирования социальных установок личности, способов принятия групповых решений, средств коммуникации и т. п. Однако недооценка общетеоретического знания привела к тому, что С. п. стала рассыпаться на прикладные отрасли: С. п. управления, рекламы, пропаганды и т. п. Упор на лабораторный эксперимент и моделирование поведения малых групп давал надежные, но ограниченные рез-ты. С. п. стала индивидуализироваться в ущерб традиции анализа больших групп, общностей и масс. Совр. состояние С. п. на Западе противоречиво.
В кач-ве осн. теоретических ориентации сосуществуют необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивизм и интеракционизм. Старые направления продолжают развиваться в условиях жесткой критики со стороны новых, однако критика носит скорее деструктивный, чем конструктивный, характер. Сегодня для С. п. характерно обостренное внимание к наиболее актуальным проблемам обществ, развития. На передний план выдвигаются такие направления, как психология политики, включающая С. п. политических лидеров, механизмов власти, массовых социально-политических движений, социально-психологические вопросы поведения электората на президентских выборах, образ власти у различных слоев населения, механизмы управления ими и т. п. С др. стороны, все большее значение приобретают труды обобщающего теоретического характера.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
это отрасль психологической науки, которая изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности, в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Знание социальной психогологии необходимы для организации целенаправленного воспитания. Понятие «социальная психология» многозначно. В самом общем виде следует различать, по крайней мере, два основных его смысловых значения. Во-первых, под социальной психологией, прежде всего, принято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д. Во-вторых, термин «социальная психология» применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми. Наряду с термином «социальная психология» для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляется и другое словосочетание — «общественная психология». Его можно встретить преимущественно в работах русских социальных психологов 1960-70-х годов ХХ в. Из вышесказанного следует, что в поле зрения социального психолога может попеременно оказываться то личность, на которую оказывают влияние другие индивиды, то группы или массы людей, которые обладают огромной силой заразительного воздействия на окружающих. Эти различия в позиции, с которой можно смотреть на социальнопсихологические явления, уже давно послужили почвой для многообразия представлений исследователей о том, что же является предметом данной науки. Сложилось два основных направления, а точнее сказать, две как бы взаимоисключающие друг друга точки зрения на предмет социальной психологии. С одной точки зрения, таким предметом является отдельный индивид или личность, но никак не группа, общность или масса людей. Этого мнения придерживался, в частности, французский социальный психолог Габриэль Тард - автор концепции подражания, согласно которой масса людей способна лишь подражать, копировать и тиражировать те или иные эталоны и новации, предлагаемые отдельными выдающимися людьми. С другой — наоборот, не отдельный индивид, а именно большие социальные группы, народы и массы должны быть, и являются действительным предметом социальной психологии. Так считали немецкий психолог Вильгельм Вундт и французский социальный психолог Постав Лебон. Их основные аргументы таковы: а) отдельный индивид смертен. Народ же, его психология мифы, обычаи, язык, традиции — бессмертны. Отдельный индивид, рождаясь, лишь усваивает духовные ценности народа и временно пользуется их богатством; б) даже, если рушатся сложившиеся духовные ценности общества и народа, то на арену истории выходит безличная и необузданная в своей силе масса. Почти на протяжении столетия можно было наблюдать сопоставление и противоборство различных точек зрения на предмет социальной психологии, как в странах постсоветского пространства, так и за рубежом. Таким образом, предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений, а также особенности психического состояния и поведении индивида в группе, массе и коллективе, и специфика совокупной, то есть совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей. Наряду с предметом социальной психологии следует различать область ее практического применения. Само возникновение социальной психологии связано с определенными эмпирическими предпосылками или опытом использования тех или иных социально-психологических знаний людей в их практической жизни. Если первый опыт практического применения социальнопсихологических знаний связан с жизнью первобытной общины, то самое широкое развитие прикладные функции социальной психологии получают в условиях капиталистического общества. Переход к массовому производству требовал, в отличие от мануфактурного, учитывать психологию потребителя. Задачи политической борьбы вызвали к жизни исследования общественного мнения и массовых настроений, рост преступности определил интерес к вопросам криминальной психологии, внешняя политика натолкнулась на необходимость знания психологии народов колониальных и зависимых стран. К 90-м годам XIX века относится первый опыт теоретической разработки вопросов психологии политики и права, психологии религии, быта и др. С 20-30-х годов XX века начинаются эмпирические исследования в этой области, в первую очередь — общественного мнения, пропаганды, промышленности и торговли. В настоящее время получили развитие такие направления прикладной социальной психологии, как политическая психология и психология преступности, психология науки, психология искусства, психология производства и управления, психология торговли и быта, психология религии и др.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Социальная психология
наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, закономерности общественной и групповой психологии. С. п. исследует психологию больших социальных групп (классы, нации, социальнодемографические и профессиональные категории, региональные общности, массовые аудитории и т. д.), малых групп и коллективов, а также особенности психологии личности, формирующиеся и проявляющиеся в общении и совместной деятельности. С. п. развивается на стыке психологии и социологии. Наряду с психологическими методами наблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, тестирования в С. п. широко применяются социологические методы анкетные опросы и интервью, контент-анализ, социальный эксперимент. Разработаны также специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности и др.). Потребности и интересы, социальные установки и ценностные ориентации, мнения и настроения людей являются общим для С. п. и социологии предметом исследования. Однако для каждой из этих наук характерен специфический подход к изучению данных явлений. Например, при исследовании общественного мнения социолога интересует в первую очередь закономерность формирования мнений люден в определенных социальных группах, тогда как социально-психологические исследования направлены прежде всего на познание психологических механизмов становления и выражения общественного мнения. Появлению первых социально-психологических концепций предшествовало накопление многочисленных наблюдений в области массовой психики, психологии социальных групп и личности. Первые попытки теоретического обобщения этих наблюдений относятся ко второй половине XIX в.: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон), теории «подражания» (Г. Тард) и «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл). 1908 г. считается временем основания С. п. как самостоятельной отрасли психологической науки. В этом году появились книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология», в названии которых впервые был использован термин С. п. В 1913 г. В. Меде в Германии впервые применил экспериментальный метод в исследовании социально-психологических явлений, связанных с воздействием группы на индивидуальные особенности восприятия и поведения. После первой мировой войны такого рода исследования получили широкое распространение, что способствовало превращению С. п. в экспериментальную науку. Наиболее интенсивно экспериментальная С. п. развивалась в США. Ставшие классическими исследования по конформизму, групповой динамике, коммуникативной структуре малой группы имели немаловажное значение для дальнейшего развития С. п., ее выхода в практику управления, пропаганды, в др. сферы общественной жизни. Основными теоретическими источниками развития западной С. п. являлись бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Большое влияние на развитие С. п. оказали и социологические теории интеракционизм и структурно-функциональный анализ. Советская С. п. основывается на принципах марксистской теории социального познания. В 20-е гг. советские психологи активно разрабатывали вопросы методологии социально-психологических исследований, основы теории коллективной и общественной психологии. В 30-е гг. С. п. разделила участь ряда наук, объявленных «вне закона», и ее возрождение фактически началось только в 60-е гг. В настоящее время имеются конкретные результаты развития С. п. в нашей стране. Оригинальные результаты получены в таких областях С. п., как психология коллектива, психология познания людьми друг друга, психология жизненного пути личности. Созданы социально-психологические службы, цель которых-совершенствование нравственно-психологического климата в коллективах, психологическая подготовка руководителей пронзводсгва, семейное консультирование, обучение людей (в специальных тренинговых группах) приемам и навыкам правильного общения и т. д. Перспективы развития С. п. во многом связаны с расширением ее возможностей в решении острых социальных проблем совершенствования психологической атмосферы в различных сферах общественной жизни. В связи с этим необходима активная исследовательская стратегия, которая не только фиксировала бы существующие социально-психологические феномены, но и способствовала повышению психологической культуры общества, его различных социальных групп. В современных условиях общественного развития настоятельно ощущается потребность в новых социально-психологических механизмах регуляции человеческих взаимоотношений. Они должны стать альтернативой широко распространенным в общественной психологии механизмам группового давления и конформизма, восприятия и оценки людей по формальным статусным и демографическим признакам, стереотипного отношения людей к собственной жизни и к другим людям. Новая стратегия С. п. может быть названа конструктивной, поскольку ее основной задачей является разработка теории и методов создания (конструирования) принципиально новых социально-психологических механизмов регуляции человеческих взаимоотношений, значительно в большей мере соответствующих гуманистическим принципам современного общества.

Источник: Социологический справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное поведение трактуется широко как внешнее, доступное наблюдению, так и внутреннее - чувства, убеждения, аттитюды , интенции, атрибуции и т.д. В отличие от социологии, где поведение за редким исключением анализируется на уровне социальных позиций, т.е. агрегаций индивидов, и структурных свойств социальных систем, объяснения в С.П. включают индивидуальные свойства и тем самым открывают сложность и разнообразие внутри гомогенных социальных позиций.
История С.П.
Условной датой рождения С.П. как самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по С.П. Однако собственная проблематика С.П. начала выделяться из социальных наук во второй половине 19 в. в работах социальных философов, лингвистов и психологов, главным образом, в Германии и Франции. Развитие взглядов на предмет в С.П. можно представить как смещение внимания с больших групп на малые, а от последних - на индивида и внутрииндивидуальные переменные. Первоначально основным объектом исследований были большие, слабо организованные группы (толпа, масса, народ). Исследовательские программы того времени включали изучение языка, верований, мифов, обрядов, механизмов распространения заражения и подражания. В конце столетия были поставлены первые социально-психологические эксперименты. В соответствии с доминировавшей моделью экспериментального метода предполагаемая каузальная связь между независимой и зависимой переменной изолировалась, т.е. другие возможные причины изменений устранялись или контролировались в лабораторных условиях. Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня "социальности" (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность). Центральным предметом С.П. стали фиктивные (лабораторные) малые группы. Наибольшую известность получил эксперимент Н. Триплета (1898), посвященный социальной фасилитации, т.е. улучшению качественных и/или количественных показателей деятельности в присутствии других людей. Эта экспериментальная парадигма оставалась ведущей до 1920-х и постепенно уступила место прикладным исследованиям естественных малых групп на производстве и в организациях.
В конце 1930-х единственным центром социально-психологических исследований стали США, куда бежали выдающиеся психологи из захваченных фашистами стран Европы. Особенно существенной была роль К. Левина , основавшего Центр исследований групповой динамики и положившего начало одной из самых влиятельных школ в С.П. Ее ведущей темой были изменения в жизни малых групп как функция состава и структуры групп, влияния отдельных индивидов и социального контекста. С.П. пополнилась новыми фактами и теориями, методологией экспериментальных исследований и исследований действием (action research). Во время Второй мировой войны и после нее психологи приняли участие в выполнении правительственных заказов, разработке крупных социальных проектов, что способствовало высокой репутации науки.
После войны начались исследования, посвященные формированию и изменению аттитюдов, которые понимались как основная причина индивидуального поведения. Социальные психологи установили условия, опосредующие причинную связь между аттитюдами и поведением, и открыли обратную связь ( Аттитюд). С самого начала С.П. была свойственна когнитивистская ориентация. Стимул понимался скорее как субъективный образ физического стимула, и поведенческая реакция часто изучалась в когнитивных терминах. Это помогло С.П. успешно противостоять распространению идей бихевиоризма . Начиная с 1950-х когнитивные теории постепенно вытесняют другие подходы. Основным предметом исследования становятся внутрииндивидуальные процессы, такие как социальное сравнение, когнитивный диссонанс, принятие решений, приписывание причин поведения, динамика эмоциональных переживаний. Тематика, связанная с социальным познанием, сохраняет ведущую роль в настоящее время.
Европейская С.П. после Второй мировой войны фактически создавалась заново и была настроена по отношению к американской традиции скептически. Влияние левой идеологии и критических теорий, чувствительность к социальным проблемам в новой Европе были более сильными, чем в США. Пересмотру подверглись практически все концепции, в которых объяснительная роль принадлежала индивидуальным свойствам и процессам. Были поставлены под сомнение валидность и практическая ценность экспериментально полученных данных, предложены более реалистические концепции социального конфликта и социального влияния, разработаны теории социальных представлений, социальной идентичности, влияния меньшинства, важной темой исследований стали процессы конструирования реальности и языковые практики. В целом европейская С.П. была и остается более озабоченной групповыми явлениями, эффектами коммуникаций и языка.
История российской и советской С.П. ведет отсчет с начала 20 в. с изучения социальной фасилитации и групповой продуктивности. В 1920-1930-х обозначилось две С.П.: одна теоретическая, направленная на обоснование исключительности "классовой психологии", другая прикладная, которая занималась продуктивностью групповой (коллективной) деятельности. В середине 1930-х советская С.П. была разгромлена в ходе борьбы с "педологическими извращениями в системе Наркомпроса" и идеологических чисток. В 1960-х осторожными усилиями психологов и социальных философов наука была восстановлена в правах, появились лаборатории и кафедры, а впоследствии - рабочие места на заводах и фабриках. Основное внимание уделялось изучению групп и коллективов, центральной категорией стало понятие "общение", а тематика социального познания появлялась в основном в критических обзорах западных исследований.
Методология С.П.
С момента обособления С.П. от социологии и психологии (конец 19 - начало 20 вв.) в качестве ее основного метода исследования выступает эксперимент. За этим стоит устойчивая ориентация на позитивистские, а затем постпозитивистские идеалы науки и озабоченность практическими, а не семиологическими задачами. Целью С.П. является объяснение, предсказание и управление поведением индивида, а поведение, коль скоро оно состоялось, в отличие от текста не может быть деконструировано или произвольно переписано. В соответствии с позитивистскими канонами и для удобства верификации большинство концепций в С.П. сформулированы как теории среднего ранга или микротеории. Основная линия в истории С.П. может быть представлена как история развития экспериментальной методологии: от лабораторного к контролируемому исследованию в естественных условиях, от сбалансированного дизайна до сложных несбалансированных планов с последовательными измерениями и включением ковариатов. Параллельно тому, как контроль и власть (power) завоевывали центральные позиции в системе понятий С.П., статистический контроль и статистическая мощность (power) стали основными показателями качества и достоверности исследования. Для введения социального контекста при одновременном сохранении управления за экспериментальной ситуацией методологи разработали сложные процедуры, гарантирующие наивность испытуемых (с помощью обмана или фиктивных стимулов) и правдоподобно вводящие релевантные независимые переменные. Одновременно совершенствовались измерительные процедуры, незаметные для испытуемых. Знаменитыми и прототипическими стали эксперименты на конформность (С. Аш), повиновение (С. Милгрэм), деиндивидуализацию (Ф. Зимбардо, "тюремный эксперимент"), недостаточное оправдание собственного поведения (Л. Фестингер), групповую идентификацию (Г. Тэджфел), влияние меньшинства (С. Московичи - ). Крупнейшие критики позитивизма и недостаточной социальности С.П. (С. Московичи, К. Джерджен, Г. Тэджфел) также были вынуждены начинать академическую карьеру с конструирования и проведения экспериментов.
Начиная с 1970-х С.П. стала извне и снаружи подвергаться острой критике за наивность позитивистских установок, искусственность экспериментальных процедур, незаинтересованность в решении острых социальных проблем, защиту существующего социального порядка. Часть упреков несправедлива: прикладные исследования в С.П. всегда играли существенную роль, особенно в проектировании и оценке социальных программ, улучшение физического и психического здоровья, борьбе с дискриминацией, СПИДом и терроризмом, распространении норм помогающего поведения, урегулировании внутри- и межгрупповых конфликтов. Ограниченность экспериментального метода общепризнанна, однако равноценной альтернативы предложено не было. Частичным решением проблемы стало совершенствование процедур проведения эксперимента и статистического анализа. Уменьшение доли экспериментальных работ в С.П. вызвано скорее обострившейся чувствительностью психологов к этическим проблемам и фактическим запретом на обман или иное причинение вреда испытуемым. Важным методологическим новшеством стало развитие аппарата оценки эффектов в корреляционных исследованиях с учетом мощности статистической процедуры. Эти изменения были отражены в пятом издании "Руководства по подготовке публикаций Американской психологической ассоциации" (2001). В ведущих журналах в отношении количественной методологии продолжаются споры о ценности традиционных методов проверки статистической значимости. Радикальная точка зрения состоит в том, что дихотомические решения о статистической значимости не дают возможности развивать более творческие идеи, отвлекают от практических задач, захламляют экологию социальной науки частными, негенерализуемыми результатами. В качестве альтернативы обсуждаются оценки эффектов, мета-анализ, воспроизведения уже проведенных исследований в новых условиях.
С.П. всегда была нечувствительной к внешней и внутренней критике, консервативной в отношении новых идей и практически не подверглась влиянию вульгарных форм постмодернизма, настаивавших на ценности фрагментарного и поверхностного знания и пылко обосновывавших ненужность обоснований. Одна из причин неэффективности критики - отсутствие собственной позитивной программы в большинстве критических теорий. Основным результатом знаменитой статьи К. Джерджена "Социальная психология как история" (1972), констатировавшей "смерть" С.П., стало снижение популярности этой дисциплины среди американских аспирантов и уменьшение бюджетных и частных ассигнований на социально-психологические исследования в 1970-е. Лингвистический и дискурсивный поворот, идеи социального конструктивизма, существенно изменившие ландшафт других социальных наук в последней трети 20 в., в С.П. определили исследовательские программы нескольких научных центров Великобритании, Франции и США и привели к модификации некоторых традиционных теорий. Большинство современных социальных психологов пытаются бороться с эклектикой, видя в ней капитуляцию перед серьезными проблемами своей дисциплины. За схемами упорядоченных классификаций парадигм и методологических ориентаций можно усмотреть попытку перераспределить властные отношения в науке, выбрав будто бы нейтральную и неуязвимую внешнюю точку для наблюдения и оценки.
С.П. и другие науки.
С.П. возникла на пересечении психологии и социологии, и это частично объясняет особенности методов, теорий и языка науки. До сих пор за рубежом и частично в постсоветских странах сохраняется разделение сфер влияния, периодических публикаций, школ, профессиональных ассоциаций, фондов. Наследие психологии более сильно и устойчиво. Более 90% всех англоязычных публикаций можно отнести к психологически ориентированной С.П. Второй за всю историю Нобелевских премий психолог, получивший эту награду в области экономики, когнитивист Д. Канеман, цитируется в журналах психологической С.П. чаще, чем кто-либо из социологов. В этой традиции написаны практически все учебники последних десятилетий. Интересы, методология и методы С.П. пересекаются со многими отраслями психологической науки - когнитивной, политической, экономической, этнической, кросскультурной, эволюционной. Еще одна отрасль - персонология - сейчас находится под таким сильным влиянием С.П. личности, что можно говорить об их слиянии или поглощении персонологии социальной психологией. Эти претензии отражены в названии центрального мирового журнала в этой области ("Journal of Personology and Social Psychology"), в содержании учебников по персонологии, программах конференций, преференциях научных фондов. В области персонологии С.П. показала существенную или даже решающую роль ситуации как причины индивидуального поведения, продемонстрировала недостаточность черт личности как объяснительных средств поведения, обосновала ряд когнитивных и мотивационно-когнитивных единиц анализа личности, исследовала содержание и механизмы конструирования центральной личностной инстанции - самости.
Социальные психологи, принадлежащие к другой традиции, работают на кафедрах и в институтах социологии и продолжают развивать идеи символического интеракционизма (коммуникации, диадическое взаимодействие, ролевое поведение), диспозиционизма (аттитюды и ценностные ориентации), групповой динамики (лидерство - , референтные группы - ), социобиологии (альтруистическое поведение), "структурной С.П." (социальная диффузия, социометрия - ). Идеи этнометодологии и анализа разговора также созвучны С.П., поскольку специфическим предметом последней является повседневное поведение и обыденные объяснения. Социологическими по духу являются теории социального обмена и социальных представлений.
Основные разделы современной С.П.
Выделяют три основных раздела С.П. с весьма условными границами между ними: социальное познание, социальное влияние и социальные отношения. Формат словарной статьи позволяет осветить лишь по одной важной теме исследований в каждом из указанных разделов. В широком смысле социальное познание - это организация знаний в социальном контексте, который включает влияние культуры, отношения власти, структуры языка, наивные теории, социальные представления, предрассудки; другими словами, это функционирование познавательных процессов человека в естественных ситуациях. Наибольшую популярность получили теории каузальной атрибуции, посвященные механизмам наивного объяснения поведения. Приписывание причин взрослыми людьми происходит почти автоматически, и в этом процессе особенно велика роль информации о намеренности, социальной желательности и последовательности поведения. Современные теории в большей степени делают акцент на когнитивных схемах наивной эпистемологии, на процессах коммуникации и дискурсивных стратегиях. Например, испытуемые, от которых ожидается отчет о том, как они объясняют поведение, рисуют совершенно иную картину, чем те, кто дает спонтанные объяснения. Рассказчик учитывает интересы слушателя. Внутреннее устройство языка, использование некоторых глаголов, прилагательных и местоимений способствуют формированию определенного представления о причинах. Б. Малле различает поверхностные языковые и глубинные концептуальные структуры каузального объяснения, такие как каузальную историю мотивов (reasons), сами мотивы и факторы возможности. С теориями атрибуции связано представление о предвзятой обработке социальной информации. Показано, что эти ошибки культурно обусловлены: свойственны западной культуре и прививаемы воспитанием. Восьмидесятые годы прошлого века были отмечены воодушевленной охотой за подобными предвзятостями: "обработка информации с выгодой для себя", нечувствительность к объему выборки, игнорирование базовой частоты, игнорирование смещения к среднему, нечувствительность к случайности, чрезмерная уверенность в правильности своих суждений, иллюзорная корреляция, ретроспективная предвзятость и др. Похожая картина наблюдалась в исследованиях эвристик - нерациональных, интуитивных правил формирования суждений, которые люди используют особенно в ситуации отсутствия времени и мотивации мыслить "правильно". Новая область исследований получила название теории социального суждения (inference). Несмотря на востребованность полученных результатов в политической науке, бизнес-консультировании в судебной практике, бурный поиск отклонений от рациональности мышления и поведения и гипотетических механизмов искажения информации привел к "избытку аномалий" (У. Голдстейн и Р. Хогарт). Другими темами исследований социального познания являются когнитивные схемы (в том числе скрипты, предрассудки и схематическая организация представлений человека о самом себе), когнитивные причины и следствия эмоциональных процессов. Многие социальные психологи пытаются ввести в свою дисциплину элементы постмодернистских эпистемологий и создать дискурсивные модели предрассудков, нарративные модели самости и т.д.
Классическими темами в исследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения, взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства. По разнородности определений, гипотетических механизмов и моделей социальное влияние подобно аморфному понятию социального контроля в социологии. Существенное отличие в том, что представления о социальном влиянии были сформированы для объяснения индивидуального поведения. Исследователи неоднократно и безуспешно пытались создать единую теорию социального влияния, расположив указанные разнородные феномены на единой оси социально-психологической взаимозависимости. Объединяющего понятия найти не удается. Эффективность процесса убеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя и способа передачи информации, от использованных риторических стратегий и ситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата, является его или ее вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов. Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам и стремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мнения и поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранее декларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействия еще более усложняется, как только исследователь принимает во внимание существующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, как правило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавших мнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемы принятия решений (побеждают "факты", побеждает большинство и т.д.). В другой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш), была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующих индивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников в лагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительно поверхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показатель конформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижний возможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. В остроумных экспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социального воздействия - влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинство инициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемого вопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно; успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себя меньшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальные реформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попытки объединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теория социального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностью учесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теориях среднего ранга. В последние годы растущую роль в исследованиях социального влияния играют когнитивные понятия, переосмысливаются идеи групповой динамики, используются более поздние модели групповой продуктивности. В информационном обществе социальное влияние становится все более невидимым и аппелирует к нетрадиционным формам власти (экспертной и информационной), к дискурсивному конструированию реальности, системам классификаций. Основным уроком исследований социального влияния является признание необходимости упорядочения микротеорий в иерархические или гетерархические концепции.
Сложные формы социальных отношений изучаются как в академическом, так и в прикладном аспекте. Основными темами являются агрессивное поведение, внутри- и межгрупповые конфликты и достижение примирения, предрассудки, дружба, любовь и ревность, помогающее (просоциальное) поведение. Это самая динамичная и разнородная область современной социальной психологии. Диапазон используемых теорий широк - от социобиологических и эволюционистских до социально-конструктивистских. В силу того обстоятельства, что негативные формы поведения легче определяются и запоминаются, воспринимаются как более информативные и когерентные, одним из первых предметов исследования С.П. стало агрессивное поведение. Поскольку основной мотивацией исследований нежелательного поведения является стремление его предотвратить, основные усилия направляются на поиск причин агрессии, а не на построение простых объяснительных моделей. Исследователи столкнулись с проблемой множественности причин, их зависимостью от социального контекста и неадекватным отражением сложных каузальных связей в редукционистских теориях. Установлено бесспорное влияние относительной депривации (оценки бедственности своего положения на основе социального сравнения). Неприятные события выступают скорее как запускающие стимулы, биологические факторы - как фасилитирующие механизмы, лишенные собственной причинной силы. Социобиологическое направление в С.П. развивает представление об инструментальности агрессии в установлении и поддержании социальных иерархий. Нетривиальность идеи инструментального обусловливания состоит в том, что причиной поведения является не его предыстория, а его последствия. Такой взгляд требует переосмысления превентивных программ. Агрессивное поведение формируется процессами социального научения, когда окружающие или герои СМИ выступают в качестве примеров для подражания. В последние десятилетия активно развиваются представления о социальном конструировании агрессии, в частности, роль атрибуции намерений и ответственности за поведение, приносящее ущерб, а также процессы социальной категоризации, выступающие как основа для возникновения предрассудков. В силу практической ориентированности исследований социального поведения в этой области доминируют эмпирические работы, часто направленные на воспроизведение известных моделей в новых контекстах и ситуациях.
С.В. Сивуха

Источник: Социология: энциклопедия