СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА УЛИЦЕ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА УЛИЦЕ
как профессиональная форма социальной работы возникла в США, где в конце 20-х гг. XX в. были выработаны соответствующие социально-педагогические программы, создание которых было обусловлено постоянным возрастанием преступности среди молодежи преимущественно больших городов. Причиной развития этой формы социальной работы, не ограниченной пространством социальных учреждений, стал бурный рост числа молодежных уличныгруппировок youth gang (клики, банды). Большей частью речь шла о слабоструктурированных (в основном по возрастному принципу) и различных по сплоченности группах, которые образовались на основе общности жизненных условий (бедность, безработица, социально-экологические проблемы). В целях понижения степени делинквентности среди подростков предлагалось два пути: либо полная изоляция подростка от влияния группировки, либо ресоциализация самой группировки. Преобладающим образом был выбран первый путь, где доминировала концепция индивидуальной помощи.
После Второй мировой войны социальная работа с молодежью на улице начинает развиваться в различных городах Европы (Вена, Амстердам и т.д.), а в конце 60-х гг. в Германии образуется поисковая форма социальной работы, особенно в таких городах, как Гамбург, Берлин, Мюнхен и Штутгарт. С этого момента начинается развитие “социальной работы с уличными детьми” в Европе по модели, отличной от американской, которая обращалась исключительно к делинквентным подросткам в географически ограниченных кварталах. Ухудшение социального положения многих подростков и молодых людей на фоне экономической нестабильности проявило себя в обострении проблем среди молодежи, в частности в виде наркотической “волны”, и пополнении ею групп риска. Установление контакта с этими молодежными группировками через традиционные социальные службы уже не предоставлялось возможным, что привело к возникновению в соответствующих сферах социальной работы амбулаторных форм консультирования, впоследствии названных “социальной работой на улице” (street work).
“Социальная работа на улице” была направлена главным образом на социально обделенные, криминализированные группы, а также такие группы риска, как наркоманы, трудные подростки. Кроме того, объектом, ее внимания стали, новые формы молодежной субкультуры: панки, футбольные фанаты и т.д.
Основой “социальной работы с уличными детьми” являются поисковые мероприятия, альтернативные предложения для подростков, которых уже невозможно охватить при помощи иных форм социальной работы.
Целевая группа “социальной работы на улице” — социально-дезадаптированные несовершеннолетние, входящие в группу риска.
Ориентированные на жизненный мир клиента формы и цели работы представляют собой соответствующую реакцию на социальные проблемы молодежи и подразумевают адресную, клиентоцентрированную помощь с учетом территориальных особенностей и социально-пространственных связей. Формы интервенции обусловлены разнообразными обыденными поступками и возникающими в связи с этим конфликтными сферами. При этом речь идет прежде всего о попытке трансформации из области восприятия и действий с девиантным образцом поведения в область восприятия и действий с социально-желаемым образцом поведения.
В 1997 г. в Москве Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (РБФ НАН) по заказу Московского городского центра “Дети улиц” сформировал концепцию реабилитационного пространства, которую образно можно представить в виде системы, где в качестве основы выступает ювенальная юстиция, структурные элементы — организационные мероприятия, а взаимосвязующими звеньями являются информационные процессы. Функциональная основа реабилитационного пространства — доверительность первичного контакта с ребенком, максимально ненасильственное общение с целью восприятия ребенком окружающего мира с иных нравственных и эмоциональных позиций, выстраивание новой системы взаимоотношений, которые могут обеспечить гармонизацию его взаимосвязей с окружающим миром (Этот Центр уже прекратил свою деятельность, но материалы, разработанные его сотрудниками, представляют большой интерес для работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.)
Основные принципы организации реабилитационного пространства:
 
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое реабилитационное пространство (Р.п.) ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Р.п. состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних,
Р.п. всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Его несоответствие общественным нормативам воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.
Принцип добровольности. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе, социальный работник заключает с каждым из наблюдаемых подростков вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество социальный работник ограничивается функциями наблюдателя. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в случае явной угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Принцип доверия к несовершеннолетнему. Принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения, — это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и предоставляет правильную информацию. В процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее эпизод должен быть проверен
Реабилитационное пространство должно строиться на принципах организации деятельности не в стенах реабилитационных центров, а прежде всего там, где ребенок сам готов вступить в этот доверительный контакт — на улицах, в подвалах, на дискотеках. Именно поэтому одним из фундаментальных принципов концепции является формирование института “уличных” социальных работников.
В настоящее время деятельность по уличной социальной работе с детьми сосредоточилась в Центрах социальной помощи семье и детям. Эта работа организуется и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Е.Г. Студенова
Лит.: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: Учебник. 3-е изд. М.: Юрайт, 2012; Духанов Ю. Социальная работа с “детьми улицы” // Второй международный молодежный психолого-социальный конгресс: Материалы. 14–15 мая 2009 г. СПб.: СПбГИПСР, 2009; Издательская серия “Работа с детьми группы риска”. Вып. 0–9. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, 2000–2004; Дети улицы: что нужно знать для успешного управления проектом: Методические рекомендации / Child Hope (Великобритания). [Б. м.] Unicef, [б. г.], 1999; Steffan W. Straßensozialarbeit/Streetwork // Kreft D., Mielenz I. Wörterbuch Soziale Arbeit: Aufgaben, Praxisfelder, Begriffe und Methoden der Sozialarbeit und Sozialpädagogik. Juventa Verlag Weiheim und München, 2005.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.